Кундалини Упанишад

English version.

Вопрос: Давайте начнем сначала, с читты и подсознания.

Гуруджи: нужно разбирать эту шлоку полностью – здесь приводятся 2 причины нестабильности ума. Если ваш ум нестабилен – одной причиной являются  самскары из прошлых жизней, другой –  дыхание. Если вы сможете нейтрализовать эти 2 причины – тогда ваш ум станет стабильным.

Существует 2 причины для стремления читты к нестабильности. Одна – это самскары и воспоминания из предыдущего рождения, другая это ваю – дыхание. И если вы сможете контролировать хотя бы одну из этих двух – обе завершат свое существование, остановятся, и ум установится в самом себе. Это то, что говорится в этой шлоке: обратите внимание на разночтения в переводах. И из этих двух в первую очередь вам нужно победить ваю или дыхание. Существует 3 способа победы над дыханием или праной.

Здесь описаны 3 метода контроля ваю. Первый – небольшое количество пищи, митахара; асаны и Шакти Чалини мудра. Описание митахары соответствует общеизвестному: желудок должен оставаться полупустым. Из асан приводится описание лотоса и сиддхасаны. Сиддхасана здесь называется ваджрасаной, также, как и в Хатха Йога Прадипике. В пятой шлоке – описывается падмасана, аналогично Хатха Йога Прадипике, в шестой – сиддхасана.

Здесь говорится, что главная Шакти – это Кундалини. И знаток, мудрый практик йоги, при помощи Шакти Чалини поднимается снизу до области межбровья; – это называется Шакти Чалини.

Далее дается два особенных способа для пробуждения Кундалини. Один называется Сарасвати Чалан – движение Сарасвати; и другой – это остановка движения праны, пранаяма. При остановке движения праны Кундалини выпрямляется. А Сарасвати Чалан – вспомните Хатха Йога Прадипику: ида – это Ганга, пингала – Ямуна, и сушумна – это Сарасвати. Все просто( улыбается). Поэтому открытие сушумны называется Сарасвати Чалан.

В древние времена мудрецы также называли Сарасвати – Арундхати. Арундхати – это имя жены риши Васиштхи.

Очень интересная шлока, 11-я. Описание мозга; также используются хасти и витасти, 12 и 4. 12 – 3 раза по 4 пальца – это размер мозга и еще 4 пальца на лбу. И когда вы активируете Сарасвати –  Шакти идет вверх и вы удерживаете ее внутри  этой сложенной ткани размером 12 на 4 – это означает внутри мозга, и ваш череп удерживает эту силу.

Вопрос: почему упоминается 4 пальца на лбу?

Гуруджи: это описание размера мозга, который выглядит как очень тонкая скатанная белая ткань. И размером она около 12 ангул. Голова каждого человека соответствует размеру его собственной руки. Вы можете измерить свою голову – ну только если вы не лысый – от линии роста волос до затылка.

12-я шлока: здесь не упоминается нос. Здесь имеются в виду пальцы – большой палец и способ удержания рук вместе. И затем двигайте Шакти слева направо. Большие пальцы необходимо держать вместе. Я думаю, это точное описание второй, третьей и четвертой крии; слева направо и справа налево. Также приведен способ, каким одеваются индийские женщины – таким же образом, когда сари прикрывает голову. До сих пор деревенские жительницы одеваются так.

Вам нужно практиковать это в течение 96 минут.

Вопрос: шлока 15 – что значит создать вибрации в животе?

Гуруджи: это вторая часть набхи крии – когда вы поднимаете голову вверх и втягиваете определенным способом низ вовнутрь – то же самое. Благодаря этому ваю выходит за пределы груди – он движется вверх.

Вопрос: шлока 16: убрать воздух с правой стороны, из правого канала?

Гуруджи: смотрите, это технический момент. Здесь не говорится о правой ноздре, здесь просто написано «солнце». Солнце – это апана, а Луна – это прана, помните об этом. Благодаря этой технике они меняются местами. И вместо исходящей праны вы освободите апану. Это абсолютно другой процесс.

Здесь совершенно фантастические описания уровней Крии после освоения кхечари. В следующей главе обсуждается кхечари мудра.

Вопрос: а дальше описано освобождение йогина от всех болезней…

Гуруджи: да, йогин освободится от всех болезней; но также болезнью называется весь мир, майя. Болезнь творения. И когда присутствует описание болезни – это очень долгий путь, а не некоторые физические проблемы.

Но даже некоторые проблемы пищеварения исчезнут, согласно тексту.

Вопрос: а что за 2 типа кумбхаки в 20-й шлоке?

Гуруджи: сахита и кевала. Кевала – это результат сахиты. Когда тело становится подобным горшку( кувшину): он не дышит, но внутри у него воздух. Это кевала кумбхака.

Сурья, Удджайи, Ситали(Шитали) и Бхастрика – все они делаются с кумбхакой.

Когда вас обучают определенному типу дыхания для открытия сушумны, вы поднимаете апану вверх. Возьмите например набхи крию: вы поднимаете с дыханием апану вверх – это значит, вы поднимаете вверх солнце. Все очень просто. Здесь уже описание программы хай-тек. Она рекомендуется йогинам, уже освоившим хатха-йогу. Здесь не описана сурья бхедана, здесь описание Сурьи и Удджайи. Техника называется просто Сурья, что означает задействование апаны, потому что только при поднятии апаны вверх Кундалини идет вместе с ней. Если вы не можете поднять апану – Кундалини останется незадействованной.

Вопрос: можете объяснить 24-ю и 25-ю шлоки?

Гуруджи: вдохните очень медленно через правую сторону и выдохните через левую. Вы можете переключать ноздри языком изнутри. В пранаямах Крии вам нужно уметь перекрывать одну вещь, – прана будет исходить оттуда, но эффект будет отличаться.

Удджайи( шлоки 26, 27 и 28). Закрывая рот, вы должны вдыхать двумя ноздрями; при дыхании должен присутствовать звук, который резонирует от сердца до черепа. Затем заполните им полностью вашу грудь и горло и удерживайте. Выдохните через левую ноздрю. Продолжайте дышать по этой схеме.

Сейчас, я думаю, нужно также обсудить Шитали(Cитали). Здесь рекомендуется втягивать вдох при помощи языка; затем сделать кумбхаку; после выдыхать очень медленно. Поскольку вы сделали кхечари, вам нужно поместить язык внутрь таким образом, чтобы вдох в первую очередь касался( ударялся об) кончика языка, завернуть его вот так( похоже на коготь). Таким же образом вы делаете вдох из горла, удерживаете и делаете медленный выдох. Во многих книгах говорится – сделайте клюв вороны. Но что такое вороний клюв? – это точное описание одного из вариантов кхечари, похожего на клюв вороны. Когда ваш язык в кхечари мудре – изнутри он в точности повторяет форму клюва вороны. Удерживая так язык, втяните воздух при помощи языка. Воздух должен проходить по языку и вы должны чувствовать дыхание. Вы создаете достаточное давление; поэтому втягивать воздух вам придется с небольшим усилием и воздух будет проходить по кончику языка; так же вы будете делать выдох из горла  – в практиках Крии.

Попробуйте: заведите язык внутрь и расположите четко по центру между ноздрями и затем дышите. Вы должны чувствовать давление воздуха, прижимайте язык так, чтобы почти перекрывать нос изнутри. Делайте вдох; – тогда появится реальное трение воздуха.

Вопрос: ок, я чувствую движение воздуха изнутри…

Гуруджи: вам нужно давить на нос изнутри. Когда начнете дышать, потребуется определенное усилие и возникнет определенное давление. Делайте вдох со звуком из горла, как в практиках Крии. Продолжайте надавливать на ноздри изнутри. Выдыхайте таким же образом. Это просто подготовка к бхастрика пранаяме, которая выполняется для Шакти Чалани. Шитали подготовит ваше тело.

И бхастрика пранаяма – практически то,что вы делаете в практиках Крии. Таким же сначала вы делаете выдох, опустошаете тело; затем с определенным звуком и определенным усилием вдыхаете. И нужно делать это так: касание горла, языка внутри, сердца и головы. В этих четырех точках вы должны чувствовать эффект от вашего вдоха.

Вопрос: какая разница между удджайи и бхастрикой?

Гуруджи: в бхастрике вы будете делать такой же звук, как в швасахите. В удджайи вы тоже делаете звук; но звук, вызываемый самим дыханием – будет в бхастрике. Когда вы натренируете все эти звуки и начнете делать бхастрику – вы поймете и почувствуете все места, в которых должен резонировать звук. Это горло, небо, голова и сердце.

Когда я обучаю вас пранаяме первого уровня – звук идет из горла, но он пойдет дальше внутрь. Когда вы начнете чувствовать его здесь (возле солнечного сплетения), вы также будете чувствовать его здесь (горло). И благодаря этим двум появится прямое воздействие на кхечари. Центр тела, там, где заканчиваются бронхиальные пути; это и есть контроль: вы чувствуете его от горла и так же вы будете чувствовать его от этого центра. Постепенно воздействие двигается вниз. Но освоение требует достаточно длительного времени. Поэтому вы и практикуете.

Основная путаница происходит здесь: потому что иногда здесь используются слова «сурья» и «чандра».( солнце и луна). Но это не означает правую и левую ноздри – здесь это означает апану и прану. То есть когда вы вдыхаете, втягиваете его из сурьи( от сурьи) – это означает что вы поднимаете апану. Только знающие определенные техники от горла понимают, как нужно поднимать апану вверх. И Кундалини объединяется с апаной. Когда вы сможете поднять апану вверх – поднимется Шакти. И когда вы освоите пранаяму в совершенстве – появится Сарасвати Чалан.

Бхастрика – это определенный тип дыхания, поднимающий апану. Звук производит само дыхание, а не горло.

Безгрешному йогину, практикующему пранаямы и кумбхаки, следует также практиковать три бандхи. Сокращая( сдавливая) горло, опустите подбородок к сердцу – это Джаландхара Бандха. После кумбхаки, перед выдохом мы делаем Уддияну. Втягивание живота внутрь с воздухом внутри, а не снаружи – снаружи это называется агнисарой. Но без практики наули и агнисары – невозможно прочувствовать сокращение этих мышц. Поэтому это обязательные практики.

В махамудре вы почти практикуете 2 бандхи.

48 шлока: здесь говорится: сидя в ваджрасане, крепко держите руки и ноги. Если вы не зафиксируете ноги плотно – эта асана невозможна. Простейший вариант самый лучший: сидя в сиддхасане, держите колени – и они сохранят правильное положение.

Вопрос: шлока 54: что такое 4 типа кумбхаки?

Гуруджи: Сурья, Шитали, Удджайи и Бхастрика – это 4 типа кумбхаки. Шлока 57: чрезмерное применение силы в пранаяме не рекомендуется. Сон в дневное время, бодрствование в ночное время. Мы как раз находимся посередине: мы не спим днем, мы спим утром.

Вопрос: Что вы можете сказать по поводу препятствий на пути Йоги ?

Гуруджи:  1. Если кто-либо говорит, что он заболел  или приобрел различные болезни, практикуя йогу – это первое препятствие.

  1. Второе препятствие — это сомнения : будет или не будет работать эта практика йоги, пребывание в состоянии неопределенности и беспокойства. Это и есть второе препятствие.

3.Третье препятствие —  это чрезмерная самонадеянность.   Непоколебимость и постоянное желание сравнивать результат с физической формой.

  1. Лень.
  2. Слишком длительный сон.
  3. Отсутствие любви к тому, что вы практикуете. Если вам не нравится ваша практика — вы далеко не продвинетесь в ней.
  4. Путаница. Прислушивание к мнению слишком многих йога инструкторов привнесет путаницу в вашу практику.
  5. Стремление к удовольствиям. Привязанность к сексу.
  6. Непопулярность. Если вы практикуете йогу — вы обречены стать известным. Если вы йогин — вы будете популярным. Если ты не стал известным —  это девятое препятствие —  это означает что что-то идет неправильно. Это как тест.  Даже если вы не пытаетесь быть известным – а Йогин никогда не стремится к популярности – но вы не сможете этого избежать.
  7. Непонимание сути Йоги.

Вопрос: А как мы можем понять суть Йоги, посредством практики?

Гуруджи: Практикой, слушая Гуру, дискутируя  с ним – то, что вы делаете уже некоторое время – я думаю, за два года вы изучили многое о сущности Йоги, я надеюсь.  Первый раз, когда я это прочитал и сейчас, когда я вспоминаю прошлое —  кто бы ни практиковал Йогу даже немного – становился известным в своем кругу, городе, они не пребывали в безвестности. Это очень тонкий нюанс, на который необходимо обратить внимание.

Вопрос: И как это работает, как это происходит?

Гуруджи: Понимаете, когда ваше сознание начинает развиваться, вы становитесь подобны большому магниту, огромной силе  и люди притягиваются к вашей личности. И где бы вы даже не присели  — постоянно кто-нибудь начинает говорить о своих проблемах, о жизни, или еще о чем-нибудь и вы становитесь популярны.  Даже человек в плохом настроении, если вы находитесь рядом — он начнет просто смотреть на вас и в течении 5 минут его настроение начинает становиться лучше. Больному становится легче. Это эффект Йоги: если вы практикуете правильно, это неизбежно случится с вами, вы станете популярны.  Я вам так скажу, возьмите любую часть Йоги,  даже физическую сторону, только асаны; если вы будете просто отлично делать асаны, то вы со временем станете известны. И если вы будете практиковать полную дисциплину Йоги – вы будете чрезвычайно известны. Слава будет лететь впереди вас.  Йога – эта тема всегда романтична, авантюрна  и очень таинственна. Каждый хочет прикоснуться к ней.

Шлока 62: итак, с незамутненным интеллектом и чистыми мыслями следует практиковать пранаяму. При постоянной практике ум будет оставаться внутри сушумны. А если ум будет оставаться внутри сушумны – прана последует за ним.

Вопрос: что значит – ум внутри сушумны?

Гуруджи: вы будете постоянно мысленно двигаться вверх и вниз по сушумне; когда вы достигнете совершенства в этом – ваше сознание войдет в сушумну. А там где находится ум – туда идет и прана. Также вы будете практиковать бхастрику, швасахиту и другие специальные техники; – благодаря им ум и прана станут одним, пробудится сушумна, и произойдут многие другие удивительные вещи. Я так скажу – это постепенный процесс; внезапно ничего не происходит. Все шаг за шагом.

Шлока 63: здесь говорится: при принудительном поднятии апаны вверх появляется сильный звук. Но здесь слишком много внимания отводится мулабандхе.

Существует 2 пути: в шлоке 64 говорится о сокращении –  тогда появляется мулабандха. Но что именно необходимо сокращать – никто не пишет. Но если вы вспомните точное описание ваджроли мудры в Хатха Йога Прадипике: в процессе мочеиспускания остановите поток, затем отпустите и снова остановите. Это даст вам возможность контролировать определенные внутренние мышцы – и мужчинам, и женщинам. Эти сокращения воздействуют на нечто другое внутри. Это не просто; но только благодаря этому упражнению вы сможете это сделать. Вы будете точно понимать, как именно это сделать. И второй способ – это сокращение ануса.

Здесь опять высоко технический момент: в Хатха Йога Прадипике говорится: сядьте на пятку, затем сокращайте. Но что вы будете сокращать? На пятке вы уже сидите. Сокращение чего? Тех самых мышц, которые сокращаются при остановке мочеиспускания. И только при наличии двух условий: давление пяткой и сокращение этих мышц – появляется настоящая мулабандха. 2 вещи: сокращение плюс давление пяткой.

Вопрос: техника воздействует на пупок(набхи)?

Гуруджи: да, на пупок она тоже прямо воздействует; но главный эффект – воздействие на репродуктивные органы – они способны создать жизнь. И если вы используете их не обычным способом – они создают внутреннюю жизнь( жизнь внутри). Вместо создания новой жизни вне вашего тела – создается жизнь внутренняя. Вспомните даосизм: в их источниках говорится о развитии зародыша внутри – так они описывают внутреннюю жизнь. При соединении( союзе) двух что происходит? Создается новая жизнь, как результат этого союза.  И это сверхсознание.

В шлоках 71-72 описан финальный эффект силы Кундалини. Все гормоны, исходящие от Луны, от мозга – иссушаются при поднятии ее вверх. Также она(Кундалини) объединяется с апаной и извлекает эссенцию крови и желчи. Затем она нагревает всю систему. Также нагревает ваш мозг – ум, и затем поднимается к нему. Теперь ум, который всегда находился снаружи, погружается в самого себя. Он втягивается внутрь( антармукхи). И когда Кундалини объединяется со всем этим: пять элементов, ум( сознание), интеллект, ощущение собственного существования – все они становятся единым целым. Объединенные, они соединяются с Шивой. Они сливаются с Шивой. Также, как золото при нагревании становится жидким и растекается, так и эта божественная  сила растекается по всему вашему телу, благодаря Кундалини. И тогда физическое тело становится подобно сукшма шарире. Оно станет подобным атме. Оно станет духом.

Шлока 80: пронзятся все три грантхи: Брахма, Вишну и Рудра. Затем она движется к сахасраре. Шакти соединяется с Шивой и пребывает в вечном блаженстве.

Вы открываете их: грантхи – означает специальные узлы, не дающие подниматься Кундалини. Вы опускаетесь вниз, открывая их один за другим – и Кундалини начинает движение. Для нее нет препятствий.

Вопрос: а когда формируются лотосы(чакры)?

Гуруджи: в нужное время вашей практики; все изменения происходят одновременно.

Но Брахма буквально означает «ум». Брахма грантхи бхеда – это первый шаг в Крия йоге; когда вы делаете кхечари мудру, вы создаете замыкание, ваш ум начинает раскрываться и энергия течет вниз к анахата чакре. Когда вы открываете сердце – она течет вниз к пупку. Когда вы открываете и его – к муладхаре. И поскольку путь свободен, Кундалини поднимается без всяких препятствий.

Вопрос: Можете объяснить Что такое Грантхи?

Гуруджи:  Грантхи означает большое препятствие. Большой узел, который необходимо развязать.

Вопрос: Это физические ограничения?

Гуруджи: И физические и духовные.  Что ограничивает ваш ум? Как работает ваш мозг?  Электромагнитные колебания. И есть такой прибор —  вы наверняка о нем слышали — он состоит из двух электродов и используется для измерения тока. Вы опускаете один электрод на какую либо поверхность и стрелка движется слева направо. Если вы просто поместите один электрод на кончик языка, а второй на лоб, стрелка будет совершать такое же движение. Когда ваш язык замкнут – ваше сознание открывается.  Эта Брахма грантхи, раскрывающая разум и поднимающая сознание на качественно другой уровень.  Вы будете дышать в промежутке между вашей вишуддха и аджня чакрой, и постепенно энергия будет опускаться ниже —  до центра груди, вы начнете это чувствовать. Когда вы его развяжете, произойдут определенные изменения. Апана идет в сердце, а прана идет в муладхару. Вы опускаетесь все ниже и ниже, активируя  ваш пупок ,затем муладхару и наконец —  вы свободны. Пробуждение вечной жизни.

Вопрос: Но когда мы открываем Брахма грантхи – Кхечари, это же физический аспект?

Гуруджи: Вся Йога это Физический аспект.

Вопрос: А хридайя грантхи?

Гуруджи: Также физический. В обычном состоянии вы не чувствуете свое сердце, только если оно останавливается или при сердечном приступе. А вы пытаетесь погрузить свой разум  внутрь сердца на физическом уровне. Вся практика имеет физический уровень. Так как ваша атма находится внутри вашего тела, внутри вас – то это тоже физический уровень.

Вопрос: Все три грантхи имеют физический аспект?

Гуруджи: Что я могу сказать исходя из собственного опыта, так это то, что Рудра грантхи возможна только на смашане. Смашан ждет каждого Йогина. Когда он достигает этого уровня – Смашан притягивает его. На одном Смашане только один Йогин может достичь этого.  Практикуйте (улыбается). Это имеет прямую взаимосвязь с матерью Землей, муладхара представляет элемент земли. В Земле сокрыта огромная энергия; и когда происходит это слияние, вы напрямую соединяетесь с планетой и получаете все возможные знания.  (Согласно Иша упанишаде. )

Вопрос: Что происходит когда сознание  погружается в сердце?

Гуруджи: Вы встретитесь с Богом лицом к лицу. Также вы получите опыт восприятия абсолютной тьмы.  Всепоглощающей тьмы. Поскольку сердце —  это запечатанный контейнер, в котором содержится абсолютная тьма. Без понимания тьмы вы никогда не сможете узнать, что такое свет. Бог любит тьму. Поэтому он находится внутри вашего сердца.

Вопрос: И в этот момент сердце не бьется?

Гуруджи: Возможно, или оно бьется, но очень — очень медленно.  Тьма —  это не только хранитель, но и творец.

Шлока 12.13. Глава 2. Йога кундалини Упанишад. Во всех трех мирах без знания шастр вы не можете стать совершенным. И тот, кто дает вам истинные знания писаний и обучает вас Йоге —  тот Гуру есть сам Господь Бог. Поэтому принимайте дающего вам практику как самого Шиву.

Шлока 12.13. Глава 2. Йога кундалини Упанишад.  Сохраняя в секрете найденного Гуру с его божественным знанием, иди к нему и получи искусство кхечари;  практикуй его в соответствии с наставлениями Гуру.

You may also like

Leave a comment