Гхеранда Самхита (полная версия)

For English Version press here.

Однажды Чанда Капали пришел в хижину Гхеранды, преданно поклонился ему и сказал: «О Мастер Йоги» – но на санскрите это звучит как «гхатаста йогам» и означает «мастер Йоги тела», потому что «гхат» иногда означает тело как кувшин, в котором находится душа – как сущность духа. « Я хотел бы изучать физические дисциплины со всей искренностью и желанием настоящих знаний». А Гхеранда ему говорит: « ты велик, Чанда Капали, потому что такая великая мысль пришла к тебе в голову и ты решил спросить меня об этом. Теперь слушай внимательно:

О дитя мое, я расскажу тебе то, о чем ты хочешь знать. Слушай очень внимательно с полным сосредоточением; Гхеранда говорит, что сетей майи не существует для постоянно практикующего йогу и кто получил силу благодаря йоге – для него сетей иллюзий нет. Нет ничего лучше истинного знания; нет друга лучше самопознания и нет худшего врага, чем ложное «я».

Дальше очень хороший пример алфавита: изучив алфавит, каждый может достичь совершенства в любых науках и прочесть любые книги;  алфавит – это база для любого обучения. Поэтому старательной практикой физических упражнений вначале достигается настоящее знание. Только через тело можно понять собственный дух – и в этом я с ним абсолютно согласен.

Тела создаются согласно хорошим и плохим кармам. Затем тело, которое в свою очередь является результатом чьей-то кармы, создает различную карму – и так продолжается этот вечный круг. Он сравнивает этот процесс с вращением колодезного колеса – которое постоянно набирает и выливает воду – и это подобно карме. Вы – часть кармы, вы же создаете собственную карму, и так продолжается круг.

Только благодаря усерднейшей практике йоги тело очищается и освобождается от кармы. Практикуй усердно, очищая тело огнем йоги и делай его сильнее. Затем он дает семь практик, семь упражнений, предшествующих тренировке тела. Очищение, усиление, устойчивость, спокойствие, легкость, осознание и уединение – эти семь.

Очищение достигается регулярной практикой шаткарм. Асаны дают устойчивость и силу. Мудры дают стхиру – абсолютную устойчивость тела и сознания. Пратьяхара дает терпение и спокойствие. Пранаяма дает легкость сознания и тела. Дхьяна дает осознание и самадхи – уединение, необходимое для свободы.

Теперь дается описание очистительных практик. Дхаути, басти, нети, лаулики, тратак и капалабхати – это шаткармы или шесть практик, называемые садханой.

Вопрос: почему тратак относится к шаткармам?

Гуруджи: эта практика очищает нервы, соединяющие глаза и мозг. Ее нельзя назвать техникой, это – шаткарма. Сейчас вы уже знаете, что после первого уровня с кхечари практика делается с открытыми глазами; так вот, только после усердной практики тратака это окажется просто. Ко всему нужно готовиться. Дхаути бывает четырех типов: оно устраняет загрязнения тела. Они называются антар дхаути, данта дхаути, хира дхаути и мула шодхана. Антар дхаути бывает разным: ватасара, варисара, агнисара и бахиш крита. Он описывает больше видов дхаути, чем любая другая книга. Ватасара означает: пейте воздух, придав рту форму клюва вороны. Наполните тело, живот воздухом, двигайте его по кишечнику, а затем выпустите. Это не простая практика. А вот это дополнение есть только здесь: ешьте воздух до тех пор, пока ваш кишечник не наполнится. Сначала вы наполняете желудок, потом двигаете воздух вниз и заполняете кишечник, и только потом выпускаете воздух.

Вопрос: похоже на плавини пранаяму?

Гуруджи: в плавини вы воздух не выпускаете. Но базовая техника такая же, как и в плавини. Ватасара, наполнение воздухом – секретная техника. Она уничтожает все болезни и увеличивает огонь пищеварения.

Усилить огонь пищеварения очень важно, так как это помогает пробудить Кундалини – вы об этом прочитаете в описании мула бандхи. Особое внимание уделяется огню пищеварения – джатхара агни: в соединении с ним пробуждается Кундалини.

Варисару я думаю вы уже знаете под другим названием: это дхаути в воде. Она также известна как шанкхпракшалана. Тело становится очень чистым и сияет. Затем агнисара – вы должны знать, как это делается. Здесь говорится о сокращении мышц живота 100 раз в одном подходе при задержке на выдохе – это агнисара. Эта техника научит вас контролировать определенные мышцы – тогда вы сможете делать наули и уддияну в высших практиках. Без наули выполнение уддияны невозможно.

Именно поэтому я вам советую: делайте 100 агнисар и 100 наули каждый день сразу после того, как почистите зубы.

Бахишкрита дхаути: еще один тип дхаути после агнисары. С каки мудрой – вдыхая глубоко, наполни желудок воздухом, продержи там полтора часа, затем двигай его вниз по кишечнику и выпускай. Это очень тайная практика.

Вопрос: по технике похоже на первый вариант?

Гуруджи: здесь воздух нужно держать полтора часа: только после такой практики ваш желудок и кишечник станут настолько сильными, чтобы выдерживать задержки дыхания такой же продолжительности.

А вот сейчас на первый взгляд описание опасной техники: стоя по пояс в воде, достаньте длинный кишечник, прополощите нади рукой и засуньте обратно. Такого я никогда не видел. Но если Гхеранда пишет, что это возможно – я ему верю.

Но в том-то и дело, что здесь нет слова кишечник: в описании говорится Шакти нади. Описания Шакти нади нет; она выходит из живота и в живот возвращается. У меня другое мнение о Шакти нади: язык крепится на том же уровне. Я видел нигерийцев, которые доставали внутренний язык; а это одна из самых грязных частей тела – потому что нет возможности ее как-то помыть или почистить. Поэтому вы достаете язык, промываете его водой и засовываете обратно. И я видел, некоторые нигерийцы такое умеют. А внутренний язык – длинная штука, он крепится очень низко. И следующим в тексте совершенно неслучайно идет описание очищения языка пальцами.

Вопрос: почему Вы думаете, что это – Шакти нади?

Гуруджи: потому что язык – это Шакти, и без языка самадхи невозможно! И в этой технике речь идет именно о внутренней части языка, а не о кишечнике.

Вопрос: хищники никогда не едят язык человека, потому что он накапливает в себе все загрязнения.

Гуруджи: да, никогда. Нигерийские племена под бой барабанов достают внутреннюю часть языка, а потом закладывают обратно. Я знал нескольких нигерийцев – студентов колледжа, где я учился. Однажды один из них обратился ко мне за помощью, потом мы разговорились, и когда всплыла эта тема, я попросил его показать, как это делается – и он мне показал. И поэтому я думаю – это Шакти нади. Не кишечник, а язык нужно доставать наружу. Вы бы удивились, узнав, насколько глубоко тянется язык. И его надо промыть руками. И так как его обычно никто не чистит – в Гхеранда Самхите говорится именно об этой части языка.

Это – Шакти нади, потому что язык – это сила, без которой самадхи невозможно. Язык – настоящая сила внутри вас, без него невозможна ни речь, ни еда. Его можно с уверенностью назвать Шакти.

Вопрос: когда люди делают кхечари – это как-то связано с кармой? почему именно с языком?

Гуруджи: да, это связано с кармой; язык называют Шакти, и она для Шивы дороже всех. это настоящая тайна: что мы без языка? пустое место. ни вкуса, ни речи, ничего.

Следующая шлока – подготовка языка к кхечари мудре. Если вы знаете более тонкие техники – вам она не нужна. Помните: ни в одной книге нет описания талабхи и джихва чалан. Это большой секрет Крии.

Капала рандхра дхаути: массажируйте лоб большим пальцем руки. Но здесь я хочу привлечь ваше внимание к другому моменту: упоминается брахма рандхра – капала рандхра. И она находится в межбровье, а не на верхушке головы. Это техническая деталь.

И он говорит, что даже боги не знают об этой чистке – настолько она секретная. И дальше в тексте – джихва мула, корень языка. Там описание чистки зубов, корня языка, ушей и ноздрей – все это надо содержать в чистоте.

Здесь есть состав порошка для чистки зубов – зубной пасты тогда еще не придумали. Чистка зубов – это великое дхаути и важный процесс в практике йоги, и у каждого йогина зубы должны быть чистыми. Чтобы сохранить зубы, йогину следует делать это каждое утро.

И снова здесь говорится о языке – удивительное высказывание: «я расскажу тебе о способах очищения языка; удлинением языка уничтожается старость, болезни и смерть. Только тогда возможно кхечари.» и затем он говорит, как чистить язык тремя пальцами. Тогда не было языкочисток. А потом он рассказывает, как чистить уши.

Рвотные практики относятся к очищению сердца. Дальше описание очистительных практик для сердца: хрид дхаути. Они бывают трех видов: данда – при помощи палки, вамана – рвота и вастра – заглатывание и доставание обратно куска ткани. Все они оказывают влияние на сердце.

Вопрос: а данда – это не веревка?

Гуруджи: данда – это палка: здесь говорится о стебле банана. Вы видели когда-нибудь, как растет банан? Его стебель очень мягкий, и именно его нужно поместить в горло. Если шпагоглотатели глотают меч – думаю, вы в состоянии заглотить палку. Здесь говорится, что благодаря данда дхаути гарантированно излечиваются все болезни сердца – практика для сердца.

Я бы сказал, что это не только в целях очищения – эта техника научит вас контролировать множество внутренних импульсов. А вот уже этот контроль окажет прямое воздействие на сердце. Все эти техники научат вас такому нервно-мышечному контролю, какой и не снился обычному человеку.

Вопрос: получается, в Хатха Йога Прадипике для контроля над сердцем – асаны, а здесь – такие простые техники?

Гуруджи: да. Затем описание рвотной практики: «после еды мудрый практик пьет воду до самого горла, потом недолго смотрит вверх – и вырывает все. Такой ежедневной практикой излечиваются болезни флегмы и желчи.» даже рвота – это контроль над определенными нади и ваю. Цель всех этих практик – полный контроль над всеми внутренними процессами.

Вастра дхаути: пусть медленно заглатывает кусок ткани и достает обратно: это называется вастра дхаути. Исчезают дисбалансы флегмы и желчи, и день за днем практик становится все здоровее, сильнее и бодрее.

Мула шодхана. Апана ваю не течет свободно, пока не очищена прямая кишка: поэтому, заботясь о практике, дай ему практиковать это очищение кишечника. Используя корень харидры – куркумы – или средний палец – прямая кишка должна быть тщательно очищена и промыта водой несколько раз. Это устраняет запор, несварение, диспепсию, увеличивает красоту и силу тела и разжигает пищеварительный огонь. Поэтому оба конца пищеварительного тракта должны быть абсолютно чистыми. Я думаю, с этим отлично справляется шанкхпракшалана – это очень мощная практика.

Во второй части – описание джала басти: втягивание воды через прямую кишку. Сукшма басти – втягивание воздуха через прямую кишку. Водяное басти выполняется в воде, а воздушное – всегда на суше. Затем следует описание, как втягивать воду и доводить ее до пупка – предполагается, что вы все это делаете в уткатасане. Пусть он сокращает и расслабляет мышцы ануса – это называется джала басти. Это излечивает множество болезней мочеточника, болезни пищеварения и крур ваю – заболевания, вызванные дисбалансом ветра. Тело освобождается от всех болезней и становится красивым, как у бога любви.

А вот дальше есть описание техники, которой нет ни в одной другой книге. Сначала лягте в пашчимоттанасану. Затем медленно- медленно двигайте кишечник и выполняйте ашвини мудру – сокращайте и расслабляйте анус. Это и есть настоящее басти. С этой практикой йоги запора никогда не случится, она разжигает огонь пищеварения и лечит метеоризм. Я думаю, чтобы двигать животом в пащимоттанасане – нужен очень хороший мышечный контроль.

Вопрос: что значит двигать животом? Как в наули?

Гуруджи: как в наули. Это легко, если знаешь как делать – но не для новичков.

Вопрос: похоже на махамудру?

Гуруджи: да. Потом техники нети, которые вам уже знакомы: сутра нети и джала нети. Здесь говоорится, что благодаря нети- в Крие достигаются кхечари-сиддхи, уничтожаются дисбалансы слизи, взгляд становится ясным и достигается ясновидение. То, что нети связано с ясновидением, упоминается только здесь – больше об этом никто не пишет.

Дальше следует описание наули: он его называет лаулики йога. С силой двигай живот и кишечник с одной стороны на другую – это называется лаули0ки йога. Она уничтожает все болезни и увеличивает жар тела. 100 агнисар и 100 лаулики  – необходимо к выполнению всем.

Тратак. Зафиксируйте взгляд неподвижно и не мигая на любом мелком объекте, пока не пойдут слезы – мудрецы называют это тратаком. Практикой этой йоги достигаются шамбхави сиддхи, уничтожаются все болезни глаз и развивается ясновидение.

Капалабхати бывает трех видов: вамакрам, вьюткрам и ситкрам. Втягивайте воздух через левуб ноздрю и выпускайте через правую, а затем втягивайте через правую и выпускайте через левую: такие вдохи и выдохи нужно делать, не прилагая усилий – эта практика уничтожает все дисбалансы слизи.

Вьюткрам капалабхати: очень медленно втягивайте воду через обе ноздри и выпускайте через рот; это называется вьюткрам и уничтожает все болезни слизи.

Ситкрам капалабхати: втягивайте воду через рот и выпускайте через ноздри: с этой техникой практик становится подобным богу любви. Его никогда не изуродует старость, он станет здоровым, гибким, и все болезни слизи будут уничтожены.

Здесь описаны 32 позы. Я думаю вы их все сможете сделать.

Вопрос: 16 в Хатха Йога Прадипике и 32 здесь – получается вдвое больше?

Гуруджи: одна из них называется йогасана, и ее описание я встречал только в Гхеранда Самхите. Садитесь в лотос. Видите, это же просто, я вам говорил. Теперь положите руки на пол ладонями вверх – это сразу же вас расслабит. Это называется йогасаной.

Начинаются они с сиддхасаны, падмасаны, бхадрасаны, муктасаны, ваджрасаны и свастикасаны – они практически такие же, как и в Хатха Йога Прадипике. Симхасана, гомукхасана, вирасана, дханурасана, мритасана; мритасана – это шавасана. Гуптасана, матсьясана, матсьендрасана, пащимоттанасана.

Вопрос: матсьясана и матсьендрасана: там есть скрутка?

Гуруджи: они разные. Сядьте в лотос, лягьте на спину, возьмитесь за стопы – это матсьясана. Матсьендрасана: сделай живот таким же плоским, как и спину; согни левую ногу и положи ее на правое бедро. Сверху положи правый локоть, а лицо – на ладонь. Зафиксируй взгляд в межбровье: это называется матсьендрасаной. Поэтому вот эта сложная штука, которую вы делаете, может и не быть настоящей матсьендрасаной. Потому что и в Хатха Йога Прадипике такое же описание. А вот как раз в такой матсьендрасане очень легко представить йогина, который сидит в Самадхи уже очень-очень долго.

Пашчимоттанасана – такая же, горакшасана и уткатасана – аналогично. Санкатасана: поставьте левую ногу на пол, оплетите ее правой ногой и положите обе руки на колени – это санкатасана.

Маюрасана практически такая же: поставьте ладони обеих рук на пол, уложите пупок на оба локтя, станьте на руки, а ноги, заплетенные в лотос – поднимайте вверх. Это маюрасана, выполняется всегда с лотосом. Поза павлина уничтожает некачественную пищу, увеличивает огонь в животе. Уничтожает смертельные яды, с легкостью лечит водянку, геморрой и лихорадку.

Вопрос: помогает при высокой температуре?

Гуруджи: да. Для лечения лихорадки упоминается только маюрасана.

Кукуттасана, уттанкурмасана, курмасана, мандукасана и уттанмандукасана – практически такие же. Врикшасану также называют тадасаной или позой дерева; стойте на одной ноге а вторую поместите на бедро. И заканчивается этот раздел йогасаной, которую мы уже обсуждали.

Вопрос: и еще раз о тратаке…

Гуруджи: тратака подготовит вас к шамбхави и даже кхечари мудре. Тратака – это удержание взгляда на любой точке насколько возможно долго. Следуя описанию Горакхнатха – тратака делается на большой палец ноги. Это намного более правильно и удобно. Также можно делать на большой палец руки. Тратака подготовит ваши глаза и сделает их достаточно сильными для комфортного нахождения в состоянии концентрации. И помните: ум неустойчив – и контролировать его очень непросто. Глаза(взгляд) также очень беспокойны – очень сложно не мигать в течении долгого промежутка времени. Если ваши глаза смогут не мигать в течении долгого времени – согласно моему комментарию к Йога Сутрам – просто сохраняя взгляд( глаза) не мигающим, вы сможете контролировать курма ваю, находящуюся в глазах; и только контроль курма ваю сможет вывести вас в Самадхи. Тратака, кхечари и шамбхави продолжаются очень долго. Без прекращения мигания вы никогда не сможете контролировать курма ваю, находящуюся в ваших веках. Поэтому в кхечари вы остаетесь с глазами вверх, так же и в шамбхави – вы практикуете тратаку для этого. Это даст вам возможность контроля курма ваю. Шамбхави – это когда вы утвердили сознание в бессознательном, когда вы вышли за пределы взгляда куда-либо; ваши глаза полуоткрыты, полузакрыты, но они не видят, так как созерцают внутри. Это другое состояние. Немногие способны не мигать долгое время, это прямо взаимосвязано с умом. Ум всегда в движении – и вы продолжаете мигать. Удана ваю остается в вашем позвоночнике. Только когда курма ваю неподвижна достигается высшее состояние сознания; неподвижны глаза – неподвижен ум. Глаза беспокойны – беспокоен ум. Вы можете легко пронаблюдать это на ком угодно. Звучит просто, но непросто делается. Потрясающе: чтобы контролировать ум, нужно контролировать глаза.

Вопрос: это невозможно без кумбхаки?

Гуруджи: это возможно без кумбхаки. Можете просто сесть и понаблюдать: когда глаза становятся неподвижными, дыхание замедляется все больше и больше.

Вопрос: так что, я могу вот так вот просто сесть и выйти в Самадхи?

Гуруджи: при определенных условиях, да. Нужно сделать кхечари, сидеть в Сиддхасане, и слушать Нада. Всего лишь – и вы уже там. В Гхеранда Самхите описано Нада Йога Самадхи – и кхечари его наиболее важный ингредиент. Здесь еще один технический момент: кхечари мудра даст вам возможность войти в состояние анабиоза; это значит, что с кхечари мудрой вы уже подключены к измененным состояниям сознания. Когда в Самадхи тело входит в состояние анабиоза, и вы уже с кхечари мудрой – для вас это будет нормальным состоянием.

 

А если кому-то необходимо вывести вас из Самадхи – что нужно сделать? Я думаю, это очень важный вопрос.

Во-первых, нужно достать наружу язык. И если человек упал, его нужно усадить. Необходимо растирать ему спину нисходящими движениями, снова и снова. Язык будет постоянно пытаться вернуться в кхечари, и вам нужно удерживать его снаружи с помощью ложки. Язык должен находиться в обычном положении. Затем влить в рот пару капель теплого молока и сказать на ухо «ом» – в оба уха. Продолжайте массировать спину, затем потрясите, и человек придет в сознание. Это нужно знать каждому, кто делает кхечари.

Вопрос: как долго нужно находиться в этом состоянии?

Гуруджи: однажды попав в Самадхи – продолжительность его будет увеличиваться. Когда вы находитесь в Самадхи, глаза некоторое время остаются открытыми, а затем закрываются сами. Но вы об этом знать не будете, так как вы смотрите, не видя. Закрыты чем-либо ваши глаза или открыты – не имеет значения. Запомните эти инструкции; также нужно положить на голову бутылку с хорошо теплой водой, держать тело в тепле и растирать спину сверху вниз. Держите язык ложкой, потому что он будет пытаться вернуться назад. Это все технические вопросы, только Гуру может их рассказать ученикам.

В этом состоянии отсутствует пульс, тело холодное, сердце не бьется, но макушка головы остается теплой. И вы ощущаете полное блаженство, находитесь на седьмом небе.  И если никто не знает об этом – возможно, эти знания понадобятся для вас самих или для помощи кому-либо.

Вопрос: и невозможно выйти из этого состояния самостоятельно?

Гуруджи: понимаете, сначала – один или два раза – это может произойти таким образом, когда вы  еще не можете контролировать процесс. Вам нужны длинные волосы для защиты макушки, и если у вас волос нет – надо обворачивать голову какой-нибудь тканью для сохранения температуры головы, она должна быть теплой.

Вопрос: вам кто-нибудь помогал первый раз?

Гуруджи: о, я вернулся автоматически. Через полтора часа. Я думаю – меня хранит Бабаджи, и вас тоже.

Мне бы хотелось, чтобы вы хорошо подготовили тело. Чем больше вы тренируетесь – тем больше у вас шансов к выживанию в будущем. Может быть, однажды 100 учеников выйдут в Самадхи. Но это не будет публичным шоу.

Вопрос: но если 100 учеников выйдут в Самадхи – это будет как взрыв для всей окружающей местности…

Гуруджи: будет. Не только для этой местности – для всего мира, для всей планеты.

Вопрос: а как воспринимается время в течении этих полутора часов?

Гуруджи: там нет восприятия времени. Вечная жизнь. Полтора часа – большой промежуток времени: по ощущениям проходит несколько месяцев или лет.

Вопрос: можно ли сравнить это состояние с внетелесным опытом?

Гуруджи: это не совсем выход из тела; это как будто вы находитесь везде, сознание выходит через каждую пору вашего тела и вы внезапно начинаете ощущать все вокруг. Очень необычное ощущение. И поначалу это далеко не самый приятный опыт. Невозможно выдержать запах человечества. Только через некоторое время вы сможете отвлечься и быть выше этого.

You may also like

Leave a comment