ОБСУЖДЕНИЕ ХАТХА ЙОГА ПРАДИПИКИ

ХАТХА ЙОГА ПРАДИПИКА, БХАСТРИКА

Нади шодхана делается только в баддхападмасане, это самая важная для нее составляющая.

Вопрос: а Бхастрика?

Гуруджи: тоже; Бхастрика – это прелюдия к нади шодхане.

Вопрос: все пранаямы из Хатха Йога Прадипики делаются в баддхападмасане?

Гуруджи: нет, только специальные.

Вопрос: для чего нужен этот специфический замок за спиной?

Гуруджи: пальцы ног считаются очень важной мармастханой; также они относятся к 16 адхарам – тому, что вас поддерживает. Если вы держите руками пальцы ног – происходит определенное движение праны; в то же время вы таким специфическим способом пережимаете позвоночник, одновременно раскрывая легкие – все это вместе дает совершенно другую работу сердца. Кровь, текущая в голенях, практически прекращает свое движение – так сердце получает дополнительную поддержку, потому что дублирующая сердце активность в голени пережимается. Все это вместе запускает цепную реакцию внутри вас. Больше крови поступает в мозг, и его спящие отделы могут стать активными.

Вопрос: как правильно держать руки?

Гуруджи: левая первая, сверху правая.

ХАТХА ЙОГА ПРАДИПИКА,МАХАМУДРА

Вопрос: в описании махамудры есть состояние, похожее на смерть?

Гуруджи: да: когда прана входит в сушумну и вы задерживаете дыхание – ментальные волны выравниваются: это и есть состояние, подобное смерти. Когда вы наклоняетесь на задержке – ваши волны мозга выравниваются в одну линию. То же происходит при смерти и поэтому описывается как подобное смерти.

Вопрос: как мы можем что-то делать при отсутствии волн мозга?

Гуруджи: в этом красота йоги! Сознание становится бессознательным, а подсознание спрашивает – что вообще происходит?

Вопрос: кто в этот момент считает?

Гуруджи: вы. Это сложная техническая штука в отличие от простого наклона.

Вопрос: мы думали, что для состояния подобного смерти обязательны 2 процесса – остановка сердца и волновой активности мозга?

Гуруджи: в этом случае останавливается только волновая активность, потому что здесь мы пытаемся расширить сознание. Все остальное продолжает работать; сердце может замедлять ритм уже после практики. Здесь мы работаем с мозгом и сознанием – и в них наступает состояние, подобное смерти.

Вопрос: все равно не понимаю, как при этом состоянии можно считать?

Гуруджи: сила Крия йоги: вы создаете состояние смерти – прямую линию мозговой активности – при этом оставаясь в живых. Поэтому вы получаете опыт за пределами смерти. Вы узнаете о существовании духа, следуя программе шаг за шагом. Без опыта остановки мозговой активности Кутастха не появится. Даже в йони мудре ваша мозговая активность – это одна прямая линия. Не думаю, что подобное существует в любой другой системе. Метод очень тонкий и изысканный.

Вопрос: если Кутастха появляется не в махамудре, но в других техниках – что-то не так?

Гуруджи: все так: это мистически и это в то же время нормально.

… бесполезно говорить о таких технических деталях с самого начала: люди начнут бояться: а вдруг я умру или впаду в кому  – и практиковать не будут. Блаженство в невежестве! Именно поэтому мы и говорим, что каждый успешный опыт махамудры – это в каком-то смысле опыт смерти.

Вопрос: если в процессе выполнения мы не видим Кутастху – значит, прана еще не в сушумне?

Гуруджи: вот именно из-за махамудры она туда и начинает идти. Когда все сделано правильно – прана идет в сушумну; и поэтому йони мудра делается в самом конце.

Вопрос: так она не должна появляться на задержке?

Гуруджи: может; после долгих лет практики – появится. Обычно – остановка волновой активности.

Вопрос: в махамудре мы получаем опыт только одного из компонентов смерти; в швасахита самантре – и второго тоже?

Гуруджи: сердце будет замедлять ритм, да. Это будет законченный опыт. Уверен – никто так подробно не обсуждает техники; в основном все любят пофилософствовать.

Вопрос: можно ли сказать, что сознание находится рядом с телом – потому что активность мозга останавливается?

Гуруджи: нет, сознание – внутри вас. Вы постепенно начинаете осознавать его глубинные слои – а как его еще можно развить? И практика махамудры останавливает процесс старения и смерть.

Вопрос: значит ли это, что если мозговая активность действительно останавливается при кумбхаке в махамудре – то спящие слои сознания начинают активироваться?

Гуруджи: да

Вопрос: так кто же считает – те слои, которые спали?

Гуруджи: нет; вы создаете состояние анабиоза – но вы живы: как еще возможно получить опыт смерти, не умирая? Сознание остается. Вспомните, когда я демонстрировал вам прямую линию мозговой активности – я при этом разговаривал, был в сознании – но это не фиксировалось на приборе. Хотя я об этом эффекте и не знал – что при остановке пульса волновая активность выровняется. Потому что с точки зрения медицины она должна выровняться только через 3-4 минуты после остановки сердца. Как так может быть, чтобы это произошло сразу же? Уважайте науку Крия Йоги. Мы реально обучаем секретным и мистическим вещам.

Вопрос: значит, мозг – это как приемник для сознания?

Гуруджи: место, где сидит сознание. Это как с водителем машины: может быть за рулем – а может пересесть на пассажирское.

ХАТХА ЙОГА ПРАДИПИКА МАХАВЕДХА

Вопрос: чем будет заниматься тот, кто станет бессмертным?

Гуруджи: он будет делать 1000000 махамудр. А что же еще? Вы будете продолжать развивать свое сознание. Даже бессмертное. Помните, о чем Матсьендранатх говорил Горакхнатху: бессмертие – это всего лишь физическое достижение, тебе нужно пересечь океан сансары. Когда закончите первый миллион махамудр – снова начнете отсчет с первой.

Дальше асан никто особо не углублялся.

Вопрос: что Вы думаете о Гхеранда Самхите?

Гуруджи: потрясающая книга. Уверен, что все написанное в ней – факты. Мы не обсуждаем ничего образного, все реально.

Вопрос: что за треугольник на иллюстрации к махаведхе в Хатха Йога Прадипике?

Гуруджи: они пытались изобразить внутреннюю полость и язык, который в нее ударяет; здесь мозг похож на ягодицы – а выражение «биться языком в ягодицы» кого хочешь собьет с толку. Не все знают, что значение слова «бхум» – это не только земля, но еще и язык. У автора очень тонкое чувство юмора. Кто вообще пытался искать ягодицы в мозгу? А Шайлендра Шарма показал вам, где и что находится. Думаю, для многих это было большим сюрпризом.

Вопрос: снова из главы о махаведхе: ида, пингала и сушумна соединяются и так достигается бессмертие; а где они соединяются?

Гуруджи: в голове, внутри вашего мозга.

Вопрос: в бхрумадхье?

Гуруджи: это начальная точка соединения

Вопрос: но анатомически они соединяются в межбровье?

Гуруджи: это место, где находится гипофиз; когда оно открывается – вы узнаете о пустоте, которая его окружает; вы ощущаете другой вид нада и получаете доступ к внутренним слоям.

Вопрос: значит сейчас физически они соединены – но у нас нет доступа, потому что он заблокирован?

Гуруджи: да. С постоянной практикой ваше сознание переместится туда, в пустоту – поэтому пустота настолько важна; вы узнаете об определенном виде энергии, который там вибрирует – и тогда сможете двигаться дальше.

Вопрос: пустота прямо внутри нашего черепа?

Гуруджи: да: она окружает гипофиз как герметичный контейнер с пустотой внутри.

Вопрос: но все это возможно только после прохождения и пронизывания всех шести чакр?

Гуруджи: в махаведхе вы очень к этому близки.

Вопрос: близки, но открыть не можем?

Гуруджи: все шаг за шагом – продолжайте практиковать.

Вопрос: это почувствуется на физическом уровне?

Гуруджи: когда у вас получится – очень необычные новые ощущения.

Вопрос: как удар током или как?

Гуруджи: нет, но ваше сознание будет совершенно другим и нервная система будет ощущаться совсем по-другому.

Вопрос: правильно ли мы поняли, что махаведха – это состояние ума, при котором сознание засыпает, переходит в спящий режим?

Гуруджи: скажем так- очень сильное необычное состояние( feel high); так как волновая активность становится нулевой – состояние очень высокое и не менее сильное.

Вопрос: но когда мы делаем выдох – то появляется еще одно уже новое состояние?

Гуруджи: снова включается волновая активность – но уже с памятью о прошлом состоянии: поэтому это уже новое состояние сознания.

Вопрос: это начало переходного состояния? После этих двух состояний приходит некое третье состояние?

Гуруджи: да, и доступ к нему можно получить только через сознание, которое стало бессознательным, заснуло; и тогда приходит турия – четвертое состояние вне этих трех: когда ваше подсознание становится сознательным.

По общепринятому мнению ум должен быть спокойным и расслабленным; но я считаю, что ум должен оставаться активным. Он должен быть сфокусирован на том, чего вы хотите достичь: так вы получите опыт концентрации и устойчивости в этой концентрации. И для поддержания активного мозга нужно активное тело. Я так чувствую. Если вы слишком расслаблены – прогресса не будет. Учитесь на примере силового тренинга: прогрессивные тренировки с отягощениями – это техническое название силового тренинга. Чем больше вы нагружаете свои мышцы – тем лучше они растут. А это значит, что чем больше нагрузок и проблем получает ваш ум – тем сильнее он становится. Сохраняйте ум активным!

Вопрос: какой вид нагрузки нужен?

Гуруджи: любой – это могут быть более тяжелые веса или же выход за свои физические пределы. Нагрузка есть нагрузка. Когда вы пытаетесь в чем угодно сделать карьеру – вы столкнетесь с нагрузкой и сопротивлением. Поэтому становитесь сильными. И если вы после этого еще и приходите домой и начинаете жаловаться – вот, весь мир такой плохой, никто меня не ценит – а вам на самом деле помогают свыше; поэтому никогда, никогда так не делайте!

ШУМ РАКУШКИ НА ПЛЯЖЕ

Вопрос: познавший кхечари мудру неподвластен никаким болезням и даже кармам?

Гуруджи: да. Когда вы овладели ей в совершенстве – вы получите все результаты практики кхечари, описанные в 4-й главе: вот тогда и придут эти результаты.

Вопрос: полностью освоенное кхечари – это самадхи?

Гуруджи: именно поэтому о ней говорится в 4-й главе как о части Шамбхави: они допоолняют друг друга. Поэтому 4-я глава – это результаты практики кхечари.

Вопрос: что будет, если задержать дыхание в йони мудре больше чем по пропорции?

Гуруджи: я не рекомендую: я тоже экспериментировал, когда делал пропорцию больше чем следует – начинаются неприятности. Поэтому рекомендую следовать практике прицельно точно.

Вопрос: возможно ли слышать нада в практике?

Гуруджи: возможно слышать нада даже вне практики: один раз услышите – и вы уже будете его распознавать.

Вопрос: он присутствует постоянно?

Гуруджи: да, он есть постоянно – вам просто надо его осознать. Услышав однажды – он будет с вами всегда. Даже посреди шума большого города вы будете его слышать – это непередаваемое ощущение. Вы когда-нибудь слушали шум ракушки на пляже?

Ученик: да

Гуруджи: вот будет похоже

Вопрос: может там что-то в ракушке?

Гуруджи: да просто приложите простой стакан к уху – и вы услышите. Это звук пустоты, пустого пространства. И потом он будет становиться все сильнее и сильнее.

Вопрос: если сравнить состояние комы или обморока с самадхи?

Гуруджи: это – нарушения здоровья, совсем другие состояния. Поэтому даже сравнивать нечего.

Как-то один врач услышал о том, как моя волновая активность мозга полностью выровнялась – так он сразу начал кричать, что меня надо срочно госпитализировать. Я тактично промолчал. Поэтому если кто-то в коме – это не значит, что он в самадхи.

ТЕХНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАКТИКИ

Вопрос: в Хатха Йога Прадипике говорится, что нервы в шее необходимо сжать; а ток крови тоже надо пережать?

Гуруджи: да, на него это сжатие тоже повлияет.

Вопрос: а их нельзя повредить, если так сжимать?

Гуруджи: нет, это особенности практики. Никаких повреждений.

Вопрос: но мы не пережимаем ток крови?

Гуруджи: это будет очень контролируемое сжатие. Если вы прекращаете ток крови к головному мозгу, он получает меньше кислорода; и тогда подсознание начинает переживать – а что вообще происходит? И пытается проснуться, чтобы понять причину.

Вопрос: когда мы подхватываем амриту в кхечари и помещаем ее в сердце – она потом распространяется по всему телу?

Гуруджи: так тело становится божественным. Это главная функция крови: доставить энергию к каждой клетке по всему телу. Когда появится эта особая субстанция – она заполнит каждую клетку тела.

Вопрос: как же мы поместим ее в сердце – если говорится, что при этой бандхе прекращается любой ток жидкости?

Гуруджи: останавливается обычный ток жидкостей. Но нашими усилиями появляется новый особенный эликсир; в кхечари, под языком есть два небольших отверстия, непосредственно связанных с сердцем; а сердце – это главный распределитель крови и энергии по всему телу: именно поэтому амриту помещают в сердце – оно распределяет ее по всему телу.

Вопрос: перекрываются 2 нади и 16 адхар?

Гуруджи: да

Вопрос: в чем тогда разница с обычным удушьем?

Гуруджи: если человек задыхается – он не контролирует все каналы и течение энергий. Поэтому удушье – это совсем другое. Это как если пытаться открыть брахмарандхру не при помощи кхечари мудры, а просто взять молоток и большой гвоздь и пробить голову – она откроется!

ХАТХА ЙОГА ПРАДИПИКА ВАДЖРА НАДИ

Вопрос: Хатха Йога Прадипика: где именно находится ваджра нади?

Гуруджи: ваджра нади находится внутри сушумны за свадхистана чакрой, совсем с ней рядом. Это такой небольшой завиток. Кундалини должна пройти по нему и двигаться дальше. То, как о ней говорится, можно сравнить с этим: вы дышите через нос – но можете дышать и через одну ноздрю, или если не можете через нос – можете дышать через рот; в любом случае воздух попадает вам в легкие.

Вопрос: но в любом случае она должна идти через ваджра нади?

Гуруджи: да, ее невозможно обойти. В примере с воздухом – независимо, вдохнули вы через нос или через рот, воздух пойдет через горло в любом случае – и только потом попадет в легкие.

Вопрос: при концентрации внимания в горловом центре, контролируя этот центр практик может контролировать все чакры?

Гуруджи: да, вы получаете контроль над всем спинным мозгом, а через спинной мозг можно контролировать полностью все движения физического тела.

Вопрос: почему такой контроль достигается именно через горловую чакру?

Гуруджи: это место соединения мозга со всем остальным телом, отсюда начинается позвоночник.

Вопрос: значит мы начинаем с контроля позвоночника и потом только приходим к мозгу?

Гуруджи: сначала мы спускаемся от мозга вниз, а потом опять возвращаемся в мозг уже через открытый соединяющий путь – через читра и ваджра нади.

Вопрос: читра нади находится рядом с ваджра нади?

Гуруджи: очень близко

Вопрос: для чего она нужна?

Гуруджи: это тайный переключатель, от которого очень многое включается

Вопрос: но Кундалини идет через ваджра нади: зачем тогда нужна читра нади?

Гуруджи: читра соединяет с ваджра нади; проходя через нее – она включается. И тогда активируется и ваджра нади – энергией, проходящей через нее. Без текущего по нему электричества – это просто провод.

Вопрос: значит, пока Кундалини не начнет подниматься…?

Гуруджи: она останется инертной, неактивной.

ЗНАК МАТЕРИ

Вопрос: сколько нужно пройти самадхи, чтобы поднять Кундалини?

Гуруджи: зависит от человека

Вопрос: но есть какое-то минимальное необходимое число?

Гуруджи: нет

Вопрос: но нужно мастерски освоить самадхи?

Гуруджи: конечно. В противном случае мозг просто взорвется в момент, когда до него дойдет Кундалини. Думаю, при большом количестве опытов самадхи качества тела меняются. Клеточная энергия совсем другая: когда Илья Ханыков принес прибор для измерения КГР – у мертвого показатели на уровне 200; мои начались с 4300 и затем остановились на 3000; возможно, это эффект самадхи, меняющих качества тела – по-другому это сложно увидеть и оценить. Но при тонкой технике это возможно – и прибор дал нам такую информацию. Думаю, у меня совсем другая клеточная энергия.

Вопрос: на эту тему так мало исследований потому что практически некого исследовать?

Гуруджи: а что такое исследование даст? Результат невозможно будет повторить с помощью медикаментов или химикатов. Многие ученые всячески исследовали Арнольда Шварценеггера  – но ни один из них не выглядит, как Шварценеггер. В этом их отличие.

Вопрос: Кундалини может подняться только когда йогин достигает такого уровня, что для него это будет безопасно и он сможет выдержать такой опыт – или нет?

Гуруджи: в Крия йоге – только  тогда. Нужно пройти по меньшей мере несколько тысяч самадхи. Пробуждение Кундалини – это последний экзамен перед обретением бессмертия. Это описано во многих источников: человек, способный пробудить Кундалини, становится бессмертным. Это высочайшая форма силы элемента Земли. Кундалини связана с самой Землей: и когда сама Мать начинает о вас заботиться – кто вообще сможет вам навредить? В Горакхбодхе: Мать-Земля и ее супруг, ваю мандала, сам Воздух: поэтому при пробуждении элемента Земли Воздух вас никогда не покинет. Это есть в Горакхбодхе.

Вопрос: в основании брахма данды мадхья нади, в самом центре…

Гуруджи: это значит между выдохом и вдохом

Вопрос: …живет имеющий благоприятное качество: бхага кара?

Гуруджи: «бхага» означает «выглядящий, как йони». В центре находится Шакти: бхага – это символ Шакти. Шакти внутри нас. Возвращаясь к Набхи Крие: я говорил вам, что сила Матери спит за вашим пупком, там, где живет самана ваю – вдох и выдох ее центр. Поэтому это описание относится к набхи. И знак Матери – это бхага.

Когда мы говорим об этом, люди сразу начинают думать о сексе. Но половые органы называются репродуктивными, а не только сексуальными; они способны создать новую жизнь и в них заключается великая тайна. Сила Матери спит за вашим пупком, банк наал; поэтому описание очень точное.

ПОНЯТИЯ ЙОГА-НИДРА, НИРАЛАМБА, ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАЙВАЙЛЬИ

Вопрос: Вы говорили, что только в Крия йоге это безопасно: сначала тысячи самадхи и только потом пробуждение Кундалини?

Гуруджи: это пошаговое обучение. Если вы не останетесь в живых после своих приключений, чтобы рассказывать о них истории – зачем тогда вообще эти приключения? Прыгнуть в огонь – это конечно очень храбро; но умный человек сначала придумает, как выйти из огня; вот тогда это действительно стоящая идея.

Вопрос: мы говорили о состоянии кхечари из Хатха Йога Прадипики: там говорится, что в этом состоянии нет восприятия Времени?

Гуруджи: физического времени: оно будет неподвижно. Вы познаете сущность Времени; но физическое время, ваши биологические часы остановятся. Вы перестанете стареть.

Вопрос: это состояние унмани?

Гуруджи: унмани – вне сознательного ума: это доступ к подсознанию.

Вопрос: оно приходит в состоянии анабиоза?

Гуруджи: нет, в состоянии Шамбхави и Кхечари – так, как это и описано в тексте. Это – вне самадхи в бодрствующем состоянии.

Вопрос: кхечари необходимо практиковать до наступления состояния йога нидры?

Гуруджи: да: это и есть состояние анабиоза.

Вопрос: когда мы достигнем – то продолжаем практику кхечари, но не в этом состоянии?

Гуруджи: да, вы сможете его превзойти и пойти дальше. Йога нидра – это то же, что и состояние анабиоза.

Вопрос: значит, йогин в состоянии йога нидры еще не готов к высшим уровням самадхи?

Гуруджи: это  – ступень, которую он тоже пройдет.

Вопрос: что значит состояние «нираламба»?

Гуруджи: объяснить достаточно просто: когда ваш ум устойчив без единой мысли – это состояние нираламба. Араламба означает что вы за что-то держитесь; нираламба – когда вы не держитесь ни за одну из мыслей, ни за что – но ваш ум устойчив.

Вопрос: но ведь говорится, что для достижения бессмертия нужно физическое тело?

Гуруджи: нираламба – это ментальное состояние. Когда тело достигает уровня, пройдя все 10 мудр – тогда отступают старение и смерть; и только тогда приходит состояние нираламба. Только в таком теле ум настолько расслаблен, что ему не нужна никакая мысль для удержания концентрации. Элементарно, Ватсон!

Вопрос: в чем разница между состоянием нираламба и кайвалья?

Гуруджи: только пройдя состояние нираламба вы близки к достижению кайвальи. Когда сознание и подсознание вместе – сознание едино: и это – состояние кайвальи. Я впервые дам вам определение кайвальи: кайвалья означает одно-единственное. Одно единое сознание, где нет двойственности: разделения на сознание и подсознание; они сливаются в одно целое и остается только чистое сознание: это и есть состояние кайвальи.

Вопрос: в состоянии нираламб они все еще разделены?

Гуруджи: нет, в нем все начинается.

ТУРИЯ ТУРИЯТИТА

Вопрос: в чем разница между кайвальей и нирваной?

Гуруджи: только когда вы решаете оставить тело после достижения бессмертия – это называется нирваной. Я говорил об этом в Горакхбодхе.

Вопрос: что такое турия и туриятита?

Гуруджи: турия означает четвертое состояние ума. Джаграт, свапна, сушупти: когда вы вне этих трех – вы в четвертом состоянии ума с пробужденным сознанием. И когда вы видите, что это еще не все, а есть продолжение дальше – это называется туриятита.

Вопрос: но турия и кайвалья – это одно и то же?

Гуруджи: нет, турия – это начало понимания, что кайвалья вообще возможна.

Вопрос: состояние турия и нираламб – это практически одинаково?

Гуруджи: нет, нираламб приходит только после турии.

Вопрос: но турия – это когда сознание едино?

Гуруджи: в нем нет джаграт, свапна и сушупти: нет бодрствования, снов и глубокого сна: ум пробуждается и начинается слияние слоев. Процесс слияния только начинается. Когда эти три состояния сливаются вместе – наступает турия, четвертое состояние сознания: оно означает полностью пробужденное сознание. Потом вы узнаете о многом, что есть за пределами этого состояния. И когда вы это понимаете – это туриятита, состояние за пределами четвертого состояния.

Вопрос: можно ли сказать, что кайвалья – это наивысшее состояние?

Гуруджи: да

В турии начинается состояние нираламб. Тогда вы начинаете осознавать необъятные просторы, существующие вне вашей личности. Тогда ваш ум видит настолько фантастические вещи, что их даже не возможно себе представить: и это состояние туриятита.

Вопрос: как все эти состояния связаны с подъемом Кундалини?

Гуруджи: только с подъемом Кундалини активируются 100% мозга. Это прямая взаимосвязь.

Вопрос: хорошо, тогда состояние турия – когда слои начинают смешиваться – какая это стадия подъема Кундалини?

Гуруджи: второе пробуждение Кундалини. Сознание спит, и вы пробуждаете его снова. Тогда наступает состояние турия.

Вопрос: мозг – место пребывания ума: может ли ум существовать без мозга?

Гуруджи: да, после физической смерти сознание существует без мозга. Мозг – место, где «сидит» сознание.

Ямарадж приводит очень точный пример Начикете: тело – это колесница; чувства – лошади; а дух – это возничий. Он управляет колесницей, но не является ее частью. Так же происходит с духом или сознанием.

Вопрос: где существует ум, когда нет тела?

Гуруджи: в Пустоте: это один из ответов Матсьендранатха. Он величайший в ответах на вопросы.

Вопрос: сознание и дух всегда вместе, их невозможно разделить?

Гуруджи: думаю, лучше всего я написал об этом к Шива Сутре: ум овладевает телом и тело беременеет семенем сознания. Подобно зародышу сознание развивается в теле; и тело – это мать. Когда сознание развивается полностью – оно рождается в момент физической смерти тела: и тогда оно остается вместе со Временем навсегда. Очень поэтичное описание – но верное. Я первый начал так говорить о Времени: никто раньше так не обсуждал.

Вопрос: можно ли сказать, что дух представляет само Время?

Гуруджи: читтам атма: так говорится в Шива Сутрах. Ум – это атма: ощущение бытия происходит от интеллектуального восприятия собственного существования. Ум или сознание – как ни назови.

Вопрос: но и дух тоже?

Гуруджи: дух всего лишь предоставляет жизнь. Возьмите каплю воды из океана: это всего лишь капля воды. А в океане это сам океан. Дух – это капля из океана.

КОНЦЕНТРАЦИЯ НА НАДА И ДОСТИЖЕНИЕ САМАДХИ

Вопрос: мы читаем в Хатха Йога Прадипике и Горакхбодхе, что существует 4 типа или стадии Самадхи, и каждый из них связан с определенным типом звука нада?

Гуруджи: да

Вопрос: и опять же в Горакхбодхе много раз говорится о важности звука нада?

Гуруджи: только после того как вы пройдете через все, что описано в четвертой главе Хатха Йога Прадипики и получите этот опыт – после этого появляются разные виды нада. Это же Горакхбодх; а Горакхбодх – это не учебное пособие, в отличие от Хатха Йога Прадипики.

Вопрос: почему сейчас в нашей практике мы должны концентрироваться на самой практике, а не на нада?

Гуруджи: потому что сам звук нада  станет практикой, когда ваша нервная система достаточно укрепится, чтобы его вообще выдержать. Даже сейчас ваши уши не приспособлены, чтобы слушать разные высокочастотные звуки. Если вы вдруг начнете их слышать – нервная система просто взорвется. Поэтому надо концентрироваться на самой практике, прилагая все свои возможные и невозможные усилия – и тогда вы сможете выдержать, когда начнется.

Вопрос: можно ли достичь Самадхи, просто слушая нада?

Гуруджи: я видел много случаев, когда людей парализовало – тех, кто концентрировался на нада без подготовки. Чем сложнее ваши тренировки – тем больше у вас шансов выжить.

Вопрос: а если у нас есть сейчас свободное время, вне практики?

Гуруджи: когда он начнется – вы будете его слышать всегда. Он всегда будет присутствовать как фон. Он не будет включаться и выключаться – он будет присутствовать постоянно, как результат ваших тяжелых тренировок.

Вопрос: так что, сейчас не надо просто садиться и пытаться на нем концентрироваться?

Гуруджи: не надо пытаться, дайте ему сначала появиться. Когда начнется – вы уже не сможете его остановить.

You may also like

Leave a comment