СУМЕРЕЧНЫЙ ЯЗЫК “ГОРАКХ БОДХА»
Йогические Комментарии
Шайлендра Шарма
ВСТУПЛЕНИЕ
«те, кто достиг невозможного,
те, подобные грому в ясном небе,
те, кто отомкнул [состояние] унмани,
те, кто обратил дыхание вспять
говорят противоположные [общепринятым понятиям] вещи»
«Горакх Бани», изречения Горакха
Хатха Йога Прадипика начинается словами: «Вначале йога стала известна Горакхнатху и Матсьендранатху; Сватмарам-йоги познал её милостью обоих».
«Горакх Бодх» («Просвещение Горакха») – малоизвестный древний текст натха-йогов, изложенный в форме интенсивного диалога между Горакхнатхом и его учителем Матсиендранатхом. Оба даровавших великое искусство йоги миру подвижника считаются бессмертными.
Основатель ордена натхов, Матсиендранатх или Маччендранатх, оставил несколько священных текстов в традиции этой мистической линии. Его считают автором «Кауладжнянанирная» («Определяющая Мудрость Каул»); также предположительно написавшим «Йогивисая» («Предмет Йоги») под псевдонимом Минанатха.
Даты жизни Матсиендранатха достоверно неизвестны, предположительно он мог жить между восьмым и десятым столетиями.
Его ученик Горакхнатх широко известен и почитаем в Индии как величайший Сиддха. Им написаны «Сиддхасидхантападдхати» (“Неоспоримые методы Сиддхов”), «Амараругхапрабодха» («Осознание бессмертия»).
Другая принадлежащая его перу работа «Амаругхасасана» («Правила бессмертия») описывает методы преодоления старения и смерти (обретения амаругхасиддхи или бессмертия) и пути к достижению состояния недвойственности.
Натхи почитают Шиву как чистое Сознание; Его творческая энергия Шакти является источником изменений и всевозможных опытов и переживаний, связанных с этими переменами.
Главная цель натхов – достижение освобождения при жизни. Внешним религиозным обрядам и знанию писаний придаётся второстепенное значение, единственным и главным методом считается прямой и наикратчайший путь к освобождению, на котором мистик открывает и переживает энергию Вселенной в самом себе.
Натхи верят в возможность достижения вечной жизни путём выхода за пределы ограничивающего «низшего» «Я» с помощью контроля дыхания-Праны, жизненной энергии, и мысли и перехода на уровень Высшего Сознания.
Натхов также называют «сахаджия», адептами спонтанного пути, следующими простоте и естественности ума и сердца.
На начальных стадиях йогической практики контроль дыхания является ключевым элементом преображения «Я» в истинную Самость или трансцеденции личности. При достижении совершенства в практике дыхание и сознание естественным образом приходят в спонтанное состояние, «сахадж», окончательно соединяясь в «унмани» или состоянии само-трансцендентности (когда ограниченное «Я» погружается в истинное «Я»).
Слушая и осознавая внутренний спонтанный звук («анахада нада»), йог направляет поток Праны в сушумну, энергия Кундалини пробуждается и поднимается ввысь по срединному каналу, достигая высшего центра и сливаясь с Шивой. В сахаджа-самадхи мысль погружается в блаженство, ложное чувство объективности и двойственности ослабевает и постепенно исчезает.
Таков естественный («сахадж») путь достижения состояния вне сознания, безмыслия или «унмани»; так практик становится авадхутой («непривязанным» или, следуя точному переводу, «без невесты») и достигает освобождения.
Для достижения столь амбициозной цели адепту необходимо найти Гуру, принадлежащего к линии Сиддхов и считающегося равным самому Шиве.
Такой учитель сможет объяснить ученику искусство удержания дыхания и сам процесс абсорбции или поглощения мысли с последующим пробуждением Кундалини безо всяких видимых усилий с его стороны.
Даваемое Гуру теоретическое и практическое знание подразумевает прямую вербальную передачу знания. В определённый момент своей садханы искатель начинает впитывать полученное знание на интуитивном или сверх-интуитивном уровне; логические, дискурсивные и ритуальные методы становятся второстепенными по сравнению с личностью духовного учителя, приобретающей наиважнейшее для ученика значение.
В целях сохранения секретности своих практик натхи использовали язык намёков и иносказаний, доступный лишь посвящённым. «Сумеречный» или «перевёрнутый» язык, которым написан текст «Горакхбодха» также называется «сандхъябхаса», нарочитая манера изложения, в которой аллегорическое изложение образует «двойное дно» или слой секретного знания, заложенного в простом с виду содержании.
Написанный на архаичном хинди текст предстает неясным и расплывчатым по смыслу. Но даже после расшифровки головоломки йогических и лингвистических значений истинное содержание остаётся загадкой для непосвящённых.
Сегодня трудно встретить йога, не только достигшего высокого уровня реализации путём следования суровой дисциплине натхов, но и в совершенстве знающего тексты этой парампары.
И даже после встречи подобного наставника понимание настоящего смысла метафор и аллегорических загадок в диалоге древних бессмертных йогов «Горакхбодха» будет сложной задачей.
Текст содержит многочисленные ссылки на метафизическую космогонию Праны и Духа, делая упор на важность эмпирического познания. Попросту говоря, самореализация считается возможной только путём личного опыта настойчивой йогической практики искусства дыхания, развивающей высший уровень сознания. Вот почему в ходе диалога одинаковые на первый взгляд вопросы обсуждаются вновь и вновь: постепенно чисто физические аспекты практики дыхания раскрывают свой метафизический смысл и цель.
«Сумеречный язык Горакхбодха» предлагает переосмысление и доработку единственного существующего перевода текста на английский язык, сделанного в 1937.
Цель данной публикации – пояснение скрытого значения текста и прояснение определённых терминов и понятий в свете традиции крия-йоги линии Бабаджи.
Развёрнутые йогические комментарии даются вместе с пересмотром перевода исходных шлок на хинди; пояснения открывают глубокие аспекты древнего учения, не преследуя цель точной лингвистической интерпретации.
Тем не менее, мы считаем что обе задачи успешно разрешены автором данной работы.
Глубокие и детальные комментарии Шри Шайлендры Шармы, пятого Гуру крия-йоги линии Махааватара Бабаджи приоткрывают завесу мистицизма высшей йоги и разъясняют её истиные цели настоящим искателям.
Katia Mossin
ПРЕДИСЛОВИЕ Шри Шайлендры Шармы
Я надеюсь, что благодаря этой книге читатели смогут осознать, что истинная духовность не связана с религиозной преданностью или верой.
Истинная духовность есть состояние вечно странствующего духа, готового вопрошать и получать необходимое знание для дальнейшего развития – ведь даже после обретения бессмертия Горакхнатх продолжает искать ответы.
Этот живой и интенсивный диалог Гуру и ученика рекомендован к прочтению каждому искателю, идущему по пути йоги. Другой подобной работой, сравнимой по значительности и объёму прямого знания, передаваемого учителем ученику является «Трипура Рахасья», беседа Парашурамы с Даттатреей.
«Горакхбодх» – далёкое от философских диспутов обсуждение сути и практической цели йоги. Текст перечисляет то, что может быть сделано и достигнуто в процессе йогической садханы, так как достижения и результаты уже известны самим беседующим йогам.
Предназначение загадок и парадоксов текста состоит в том, чтобы передать мистическое знание только истинным искателям. Орден натхов всегда отличался скрытностью, доступ к учению мог быть получен лишь после долгих лет самоотверженной практики под руководством и с благословления истинного учителя.
Во время работы над комментариями меня спрашивали о повторяемости вопросов: почему достигший бессмертия Горакхнатх продолжает вновь и вновь интересоваться значением уже осмысленных им процессов и природой одинаковых на первый взгляд явлений?
Милостью великих учителей прошлого эта работа предназначена нам, потомкам древних подвижников; они знали, что дети обучаются путём многократных повторений. Достигнув бессмертия, эти великие подвижники обрели роскошь безграничного времени для исследования каждого шага того пути, который привёл их в бесконечность.
Некоторые шлоки текста оставлены без комментариев: слова великих мастеров содержат прямое послание для опытных йогов, способных уловить смысл без дополнительных разъяснений.
Каждое слово древнего хинди в тексте «Горакхбодха» придаёт определённую окраску и смысл вопросам и ответам, обогащая и углубляя их значение.
Сам «Сумеречный язык» представляет собою ценнейший ключ, дающий доступ к тайнам бессмертия и высшей форме жизни.
Бессмертные учителя способны cоздавать своё будущее. Они также могут «вплетать» будущее некоторых смертных в орнамент собственных судеб.
Пусть эта книга вдохновит тех, кто искренне верит в возможность создания своего экстраординарного будущего собственными силами.
Точное определение бессмертия может быть дано следующими словами:
Преображение будущего в прошлое называется Жизнь
Полная трансформация будущего в прошлое есть Смерть
Безграничное будущее зовётся Бессмертием…
Шайлендра Шарма
ШРИ ГОРАКХ БОДХ
130
Горакх молвил:
Свамиджи!
Какая чакра [словно] плечи, [поддерживает] тело?
Где, в
которой чакре невидимую бандху применять?
В какой из чакр возможно
Лебедя остановить?
В какой из чакр сознание в наслажденьи пребывает?
В какой из чакр возможно Время удержать?
И в какой из чакр
достичь Самадхи сможет [йогин]?
131-132
Шри Маччендра сказал:
Авадху!
Восседает тело на плечах у мула-чакры.
В гуда-чакре невидимую бандху примени
.
В мани-чакре Лебедя остановить возможно.
В анахата-чакре наслажденье
[наполняет] ум.
В вишуддха-чакре в Самадхи входит Время.
В чанда-чакре
[познание Самадхи станет частью] Знанья.
И если ты познал
загадку шести чакр,
ты сам – Создатель,
и Бог.
Коментарии
Истинная цель бессмертия может быть сформулирована так:
Чтобы создать неограниченное будущее для обитающего в теле духа, нужно достичь понимания важности развития сознания. Затем сам дом духа должен быть укреплён. Все йогические трактаты перечисляют наиболее важные бандхи и мудры в качестве основных инструментов йогического искусства в поисках бессмертия. Тело должно быть тщательно подготовлено, чтобы нести Дух вечно. Такая подготовка достигается мастерством выполнения следующих важных бандх и мудр: махамудра, махаведха, махабандха, мулабандха, уддияна-бандха, джаландхара-бандха и кхечари-мудра.
Бессмертный Бабаджи Махарадж даровал людям мистическое знание крия-йоги и мы, современные йоги, можем распознать в этом учении намёки на бессмертие, ждущие часа своего открытия. Эта загадка может быть разгадана с помощью упорной и творческой практики.
В данной шлоке Гуру Матсиендранатх описывает результаты, достигнутые мастерством контроля над телом, начиная с фундамента телесного существования – центра муладхары и поступательно следуя чакра за чакрой. Внимательно читая эти строки, можно узнать оприсание сиддхасаны, выполняемой в практики крия-йоги (а также и махамудры). Давайте взглянем: в мула-чакре выполняется агочара-бандха или мулабандха, манипура-чакра контролируется, «жар» энергии поднимается вверх из центра набхи, соединившиеся Прана и Апана «оседлывают» змееподобную энергию Кундалини. Пробудившись, она проходит через сердце, горловой центр и головные чакры – и достижение мастерства активизации всех этих центров дарует вечную жизнь. Постоянная и регулярная практика разовьёт глубокое понимание процесса и даст лучший контроль тела и ума. Муладхара –или мула – содержит в себе элемент земли. Пока йогин не узнает и не осознает элемент планеты в своём собственном теле, он не сможет достичь бессмертия. Матсиендранатх наставляет: «сидя на плечах (*) муладхары [элемента Земли], удерживай агочар-бандху [невидимую бандху]», имея в виду выполнение мулабандхи в муладхаре.
(*) (на хинди слово «канда»(kanda) означает«тело»,«плечо», «поддержка»). Муладхара-бандха невидима, так как даже наиболее продвинутые йоги не могут продемонстрировать её попросту из за специфики её расположения. Агочара-бандха (невидимая бандха) или мулабандха – одна из могущественных жизненных марм, важнейших центров нервной системы, напрямую связанных с сознанием. Мы уже знаем, что развитие человеческого эмбриона начинается с одновременным формированием центров мулы, гуды и набхи (органы выделения и размножения, пупочный центр). Творение тела начинается с набхи-центра, через него в тело входит Прана. Набхи и мула-центры формируются первыми; считаясь связанными с изначальным источником жизни, они несут в себе семена бессмертия. Считается что эти жизненные «узлы» могут быть заново активированы и механизм творения вновь начнёт омоложение и поддержание тела йогина, как если бы он продолжал развитие в утробе матери. Если йогин способен контролировать эти центры – он останавливает процесс старения и побеждает Время, вступая в бессмертие.
Искусный контроль центров мулы и гуды (ануса) также перенаправляет движение сексуальной энергии; обращение сексуальных импульсов внутрь тела может даровать брахмачарину возможность продоления жизни. Предотвращая выход сексуальной энергии вовне, садхак усваивает её жизнетворную эссенцию. Именно сексуальный импульс (а не сексуальные органы и их центры) вызывает чувство сексуального влечения; оно вырастает из инстинкта выживания, желания сохранить собственный генетический код. Программа размножения, включённая сексуальным инстинктом – единственный способ оставить во времени собственный генетический отпечаток – и оттого страх смерти является базисом сексуального влечения. Бессмертие излечивает этот страх навсегда, сексуальные побуждения прекращаются и эссенция ДНК, преображённая йогическим тапасом, поддерживает жизнь тела.
Манипура «Мани чакра Ханса ниродха» (Mani chakra Hansa nirodha) – мани-чакра или манипура контролирует Лебедя-дыхание. Каждый индус знает, что душа – джива носит ещё и другое имя – Ханса, Лебедь. Его присутствие в теле определяется по непрерывному звуку дыхания во всех живых существ. Лебедь-Ханс улетает из тела с семенной (биджа) мантрой выдоха в звуке «Хам», вдох несёт его обратно в звуке «Сах». Вселенская Душа или Параматма, Ишвара называется Парахансой – Ханса из Ханс, Лебедь лебедей, Душа всех Душ, за неимением лучших терминов Она также носит имя Бога. Осознание Праны позволяет контролировать её – весь диалог двух бессмертных йогинов в этой книге вновь и вновь указывает нам на это. Лебедь-Ханс-Дыхание контролируется когда суть Праны постигнута всем сердцем: так осознание истинной природы дживы даёт освобождение от всех ограничений ума и тела. Выполняемая в пупочном центре набхи-крия применяется как мощный инструмент реактивации жизненной силы. Давайте вспомним почему йога подчеркивает важность продолжительности жизни в физическом теле. «Забор» и распределение жизненной силы телом происходит через пупочный центр набхи, а именно через «банкха нал», оставленный в теле «корень» пуповины.
Долголетие тела достигается путём успешного «включения» практикой набхи-крии «банкха нала» ; именно эта практика гарантирует запуск омолаживающих процессов. Йоги стремятся к достижению долголетия тела для увеличения шансов познания Времени, развития и подготовки сознания к Его восприятию. Контроль набхи увеличивает продолжительность жизни и даёт возможность садхаку изменить своё ощущение потоков Времени посредством контроля центра вишуддхи. Йогин сможет объективно наблюдать и воспринимать Время и получать новое знание и опыт нахождения в Нём.
Анахада–чакра- существующий в каждом сердце индивидуальный центр восприятия и абсорбции звука Анахада Нада. Рождённый в великой космической Пустоте, Звук повсеместно существует в окружающем нас пространстве. Восприятие Слова Пустоты (звука Нада) и осознание его всем сердцем даёт сознанию наивысшее блаженство. Так йогин достигает полного удовлетворения и счастья. Физиологически эта чакра консолидирует мириады нервов и энергетических каналов, нади, идущих вниз к нижележащим частям и органам тела, соединяя «верх и низ». Через этот центр в организм поступают дыхание и пища, он имеет прямое воздействие на находящийся рядом сердечный центр, очищающий и концентрирующий энергию, прошедшую через вишуддхи. Овладение контролем этого центра в практике крия-йоги достигается путём выполнения особых движений головой; но результаты этих физических действий ведут далеко за пределы физиологических ощущений. В вишуддха–чакре Время пребывает в самадхи, утверждает Маччендра. Осознать Время полностью невозможно, Оно непрерывно движется. По крайней мере нашему разуму Оно кажется постоянно пребывающим в движении, так как Оно безостановочно «вращается». Прийти к тотальному пониманию Времени можно лишь остановив Его поток. Остановить Время означает остановить ваше собственное чувство времени, воспринимаемое мозгом – и это достигается путём погружения мыслей и чувств в состояние анабиоза. Лишь остановившееся сознание будет способно наблюдать Время объективно. Пока рыба живёт в воде, она неспособна увидеть саму воду. Для того, чтобы произошло осознание понятия «вода», рыба должна покинуть океан – и лишь тогда она поймёт суть воды. Этот же пример относится и к нам. Живя внутри потока Времени, мы не осознаём его полностью, наше восприятие времени ограничено и узко. Контроль центра вишуддхи вводит тело в состояние анабиоза и Время более не оказывает воздействия на йогина. В чандра-чакре («агья», аgya) начинается самадхи сознания. Будучи синонимом сознания, «чандра» означает истинное понимание. Контролируемая вишуддха вводит тело в состояние анабиоза – после того, как сознание испытало, зарегистрировало, проанализировало и поняло произошедшее и испытанное состояние, йогин становится «знающим», или же реализованным. В отличии от интеллектуальных знаний, это осознание есть состояние пережитой Истины или реализация.
Познавший секрет этих шести чакр – сам творец, сам – Божество
Главная цель йоги – установление связи с Матерью Землёй, колыбелью мощной энергии, дающей ключ к дверям, ведущим к Высшему Сознанию. Йогические и тантрические тексты описывают эту силу как спящую Змею, свернувшуюся в три с половиной витка в муладхара-чакре. Носитель элемента Земли, мула служит обителью этой жизненной силы, охраняющей «ворота» в вечную жизнь в состоянии высшего сознания. Элемент Земли есть истиная Шакти, питающая и охраняющая силу Кундалини. Когда йогин соединяется с энергией Земли, она проходит через его земное тело, связывая и объединяя все элементы, ответственные за «сборку» данной физической оболочки. Весь текст «Горакхбодха» содержит фрагментированные описания разных фаз этого великого путешествия, в начале которого свёрнутая в кольца Кундалини распрямляется и пронизывает чакру за чакрой, элемент за элементом, достигая самой дживы и объединяя её с высшим Сознанием. Давайте проследуем по этому мистическому пути: Прана Шакти спускается из хридайи в муладхару, соединяясь с элементом Земли и пробуждая Кундалини. В результате определённых мускульных сокращений и контролируемого дыхания Кундалини покидает своё ложе, и входит в сушумну, распрямляясь и вращаясь по мере своего восхождения от мулы к набхи. (***) Во время своего восхождения энергия пронзает свадхистана-чакру и соединяется с таттвой этого центра – элементом Воды. Затем Кундалини пронзает манипуру, где обитает элемент Огня, являющийся базовой основой самой жизни. Поднимаясь выше, Прана-Кундалини объединяет все эти элементы и направляется к анахате (элемент Воздуха, эволюционировавший из Эфира). Оттуда она движется к вишуддхе (или «бхарати-стхане», расположеной над анахатой у нижнего горла («кантха-мулы»), где пребывает Эфир. В агья-чакре (также называющейся «парама-кулой» и «мукта-три-вени» из-за разделения в межбровье на три канала: иду, пингалу и сушумну) восходящая энергия обнаруживает лишь тонкую таттву ума. «Нанизанные» на ось восходящей энергии «грубые» таттвы остаются позади. Миновав сахасрару, в которой Парама-Шива проявляется в форме Великого Эфира (Парамакаша-рупа), энергия выходит за пределы всех центров и чакр тела в аспект Абсолюта, достигая состояния за пределами сознания, унмани. Проходя через физическое тело, превосходящая остальные элементы энергия Земли трансформирует смертное тело в супер-тело; сознание открывается, становясь сверхсознанием.
133 Практикуют йоги [искусство] дыханьяи [контроль] воздуха жизни (pavana), обращают старость вспять, и [обретают] тело, не запятнанное хворью. Авадху! Практикуй искусство йоги, практикуй с упорством. Так благо обретёшь. |
Лишь выдающийся йогин, чья энергия Кундалини поднялась, пронзила и активировала все шесть чакр, обладает истинным знанием и реализует цель йоги. В результате упорной практики энергия поднимается вдоль шанкини-нади (сушумна), пронизывая жидкость спинного мозга, обновляя, «включая» и воспламеняя все чакры одну за другой, и, наконец, достигает «короны» сахасрары..
Приобрётенный контроль над мулой и Ваю в сочетании со знанием нилаты в лалате (*) позволит практикующему войти в его собственное сознание через сушумна-нади. Мощная активация всех шести чакр внутри мадхья-нади (сушумна) ведёт к переживанию самадхи. Такой йогин становится повелителем сушумны; он сам является причиной собственного существования или самоуничтожения. Только знание всех шести чакр внутри сушумны приводит к опыту самадхи. За дверями самадхи, открытых мистическим знанием, йог находит величайшее из блаженств.
Примечание (*) в крия-йоге нилата в лалате указывает на прохождение языка в кхечари-мудре позади верхнего нёба, мимо внутренних носовых отверстий в пространство, где возникает Куташтха. Лалата – лоб; нилата – «внутренний лоб», «запретная территория», находящаяся вне досягаемости;
Слава Гуру Матсиендранатху!
Склоняюсь к лотосным стопам Гуру Матсиендранатха, величайшего из учителей Йоги и ученика самого Адинатха. Да пребудет его милость с нами, йогами, надеющимися на его благословление. Слава Горакхнатху, слава Гуру Маччендре! Шри Шайлендра Шарма Март 2016, Говардхан |