Никогда не сдавайся
Никогда не бойтесь! Будьте храбрыми – храбрый не умирает! Если хотите жить – всегда сражайтесь, двигайтесь дальше, только вперед! Никогда в себе не сомневайтесь, никогда не думайте, я- ничто; вы – самый лучший во всем мире.
Это было в 1979, может немного раньше – я тогда был в армии на сборах. У меня был один близкий друг, с которым мы много общались, и это он мне посоветовал прочитать – сказал, невероятная книга – «Автобиография йога» Парамахамсы Йогананды. Я очень любил читать – и это название крепко засело у меня в памяти. Когда я вернулся домой, я не мог не купить эту книгу – и я прочел ее за 24 часа, читал без остановки. Она произвела на меня огромное впечатление, некоторые фотографии казались мне знакомыми; я думал – я точно знаю этих людей, как они могли оказаться в книге?
Так начался мой поиск Крия Йоги. Мысли буквально заполнили весь мозг. Я спрашивал всех; в моем родном городе нашлись люди, связанные с ашрамом Юктешвара Гири – и я туда приехал в 1981. Там я пробыл год. Тогда я думал, что любой практикующий Крия йогу – как минимум парамахамса и все они сидят в Самадхи. Но трагическим открытием для меня стало то, что они только говорили о Крия Йоге без малейшего знания о ней. В нужный момент я прочитал комментарии к Гите, составленные прямыми учениками Шьямачарана Лахири Махасаи – Шри Бхупендранатх Саньяла и также комментарии самого Лахири Махасаи в трех томах. И то, что они описывали – абсолютно отличалось от того, чему меня учили, называя это Крия йогой. Все это вызвало во мне огромное разочарование, гнев, комплексы, раздражение – всю гамму чувств. Я не знал, куда мне идти в поисках настоящей Крия Йоги и кто бы мог меня ей обучить. Я думаю, многие ищущие проходят через это.
Я сидел возле Самадхи Шри Юктешвара Гири в полном одиночестве. Настроение было полностью подавленное. И вдруг я услышал Болливудскую песню – и это в Ориссе, где на хинди практически никто не говорит, в самый нужный момент, когда мое разочарование и депрессия достигли своего максимума – вдруг я услышал эту песню.
«Ruk jana nahi» – очень обнадеживающая песня, и она сразу же подняла мне настроение.
Я вышел из Самадхи Шри Юктешвара Гири и пошел на звук – откуда звучала эта песня. Источником оказалось небольшое туристическое агентство, хозяин только открылся. Я пожал ему руку и сказал: « Вы – замечательный человек!» и он угостил меня чаем, двумя самосами и расгуллой. Настроение сразу же наладилось и все начало в жизни меняться к лучшему: я встретил несколько учеников Бхупендранатх Саньяла, они дали мне адрес моего Гуру в Бенаресе, они же сказали мне, что он последний, кто знает Крию, других в Индии нет. Я взял его адрес, приехал домой, и отправился к моему Гуру – так все и началось. Это было в 1981 году.
Вопрос: как переводится название песни?
Гуруджи: Ruk jana nahi – не останавливайся, даже если чувствуешь себя побежденным. Сквозь тернии придет весна и ты поймешь, куда тебе идти. Это песня Кишор Кумара, и она одна из моих самых любимых песен даже сейчас. Послушайте и не пожалеете.
Это – две песни для вдохновения. Ruk jana nahi – появилась в самый нужный момент,
Jeevan mein tu daarna nahi это – вторая песня, всегда меня вдохновляет.
А первую мы пели еще в школьные годы.
Вопрос: Вы пробыли в ашраме целый год?
Гуруджи: большинство санньяси постоянно путешествовали за границей, глава ашрама тоже постоянно путешествовал – ему нравилось учить только американцев, и он не учил Крие – как я потом уже понял. Каким-то образом они ухитрились отхватить такой ашрам – потому что Юктешвар Гири оставлял его Парамахамса Йогананде. Там происходило много такого, что я и представить не мог, что такое могут люди, практикующие Крия Йогу, почти парамахамсы. Это было большим разочарованием, но в итоге я все же нашел адрес своего Гуру и он проявил свою милость и взял меня в ученики. И я не хочу упоминать никаких имен – не придавать им такой важности. Пусть покоятся с миром.
А песня из очень старого кино начала 70-х. невозможно себе даже представить, что в самый нужный момент, в самый пик разочарования, эта чудесная песня зазвучала в Джаганнатх Пури, Ориссе, где практически не говорят на хинди. Я не помню имени этого сикха из турагентства – но я помню его лицо и вкус чая, самос и расгуллы – он действительно был хорошим человеком. Я думаю, он даже не понял, ЧТО он сделал для меня. Он изменил мое состояние, настроение, и ход моих мыслей в лучшую сторону.
Вопрос: как звали того, кто сказал Вам имя Гуру?
Гуруджи: его звали Джхвалапрасад Тивари, а до встречи с ним я встретил еще одного ученика Бхупендранатх Саньяла – его звали Шайлендранатх Мукерджи. Это он сказал мне, что то, что я делаю – это не Крия и посоветовал прочесть три тома комментариев к Гите, которые и полностью поменяли мое понимание и открыли мне глаза. Я в долгу перед Бхупендранатх Саньялом – его ученики указали мне правильный путь.
Вопрос: а как Вы нашли Шайлендранатха Мукерджи?
Гуруджи: когда я жил в ашраме Юктешвара Гири и пытался искать настоящую Крию, потому что там ей не обучали, я от кого-то узнал, что неподалеку от ашрама Шанкарачарьи есть ашрам Бхупендранатх Саньяла и рядом – маленький храм Лахири Махасаи. Однажды днем я отправился туда и увидел старика, сидящего на веранде. Он также был йогином и учеником Бхупендранатха Саньяла. Так как я пришел один, он спросил, как меня зовут. Я ответил – Шайлендра, и так как его тоже звали Шайлендра, мы разговорились.
Мы заговорили о Крия Йоге, и он сказал, что то, чему меня учат – это не Крия Йога вообще. Я сказал, почему я должен ему верить. Тогда он спросил: а Лахири Махасаи я поверю? Я ответил что конечно же, ведь он – отец Крия Йоги. И тогда он посоветовал мне прочесть три тома комментариев к Гите, где были в том числе и комментарии самого Лахири Махасаи. И когда я прочел – это было слишком. А еще он дал мне 110 рупий, чтобы я купил эти книги, так как денег у меня тогда не было. И перед ним я тоже в долгу – перед своим тезкой Шайлендрой.
Это были хорошие люди. Но встречались конечно же и не очень.
Группа учеников от их Гуру гостили у меня в течении трех дней – это было в 1994, их было около 300 человек, было здорово. Они были под впечатлением. Большинство людей думают, что йогин или садху должен жить под деревом или в хижине, и когда они попали в это королевское место – это их впечатлило.
Вопрос: как Вы реагировали, когда получили настоящие техники от Гуру?
Гуруджи: у меня даже не было точного адреса – я писал просто в Бенарес Лахири Махасаи, и Гуру нашел мое письмо и переслал мне уже с точным адресом. После небольшой переписки я приехал в Бенарес 30-го сентября 1982, это был как раз день рождения Лахири Махасаи. Один профессор из Гвалиора написал письмо своему двоюродному брату, и они помогли мне найти адрес. Это было почти невозможно, но они смогли мне помочь.
Там я увидел группу из очень старых людей – мой Гуру был самым молодым из них, ему было 77, а самому старшему было 98. Для меня было очень странно быть там в свои 25, еще и все на меня сразу смотрят. Гуру сказал мне прийти на следующий день. И когда я получил техники – у меня было такое чувство, что я это все уже делал, и мой Гуру тоже это почувствовал – а может и знал заранее. Это было началом моего замечательного путешествия. Конец одного поиска – и начало другого.
Вопрос: возможно, это дезинформация, но я слышал, что Вы высказали все, что о нем думаете – тому человеку из ашрама?
Гуруджи: да, до того, как покинуть ашрам, я открыто бросил ему вызов – что его учение неверно. Там собралась большая толпа – отмечали ежегодный фестиваль. Я был один – и он не сказал мне ни слова. Многие пытались меня сдержать, но мое разочарование было слишком сильно.
Если у вас украли деньги – это неприятно, но если задели то, во что вы искренне верите – это ранит намного больнее.
В октябре будет 35 лет моей практики йоги. Это много – или возможно, ничего. Многие говорят – о, Вы великий – но я хочу процитировать Ньютона. Когда ему говорили, что он – великий ученый, он отвечал: ” я стою на плечах гигантов, поэтому кажусь столь высоким». Мне нравится это сравнение – и оно сюда очень подходит.
Вопрос: Ваши чувства от встречи с Гуру?
Гуруджи: чувство уверенности и доверия – и наконец я знал, что мне нужно делать. Во всех других местах – просто философия и разговоры ни о чем, и не требуется никакой тяжелой работы, но когда ты получил Крию – вы уже сами знаете, насколько сильно нужно здесь работать. Это были прекрасные чувства – счастье, вера, удовлетворение. Были и сомнения – а вдруг я не смогу этого сделать. Когда я увидел кхечари впервые – я думал, не смогу сделать, но все же сделал; поэтому множество чувств и ощущений вместе.
Вопрос: в ашраме даже кхечари не учили?
Гуруджи: там об этом даже и не говорили. Так как мы принадлежим к настоящей традиции – мы обсуждаем кхечари как нечто само собой разумеющееся, но я говорю вам – это не так. И то, что здесь практически все могут это сделать – действительно великое благословение.