Горакх Бодх (отрывок часть1 )

 

5.

Горакх сказал:

 

Свамиджи,

какую форму имеет ум?

Какую форму [принимает]

дыхание?

И что такое дыханье жизни?

[Поясни,] к каким вратам [направить

                йогическую] практику?

 

6.

Шри Мачендра сказал:

 

Авадху,

Пустота (shunya) есть форма

Ума,

Дыхание (pavan) не имеет

ни формы, ни прибежища.

Неописуемо,

невидимо дыхание жизни.

Практикуй

Двери десятой [метод].

 

Эта шлока открывает последовательную серию вопросов и ответов о природе и происхождении дыхания.

 

Для понимания истоков жизненной силы или Праны достаточно обратиться к комментариям к Шива Сутрам; нижеизложенные сроки освещают нерасторжимую космогонию Времени, Пустоты и Праны:

 

Nasargikah prana sambandhah [43]

Существует естественная связь с Праной (Шивой).

 

Создатель и хранитель Вселенной Шива разрушает мироздание по завершении цикла его развития.

 

Будучи Праной всех пран этого Творения, Шива Махакала или Великое Время проявляется в человеческих телах в виде жизненного дыхания.

Все воплощённые предметы и процессы этого мира естественно связаны с Шивой-Праной; Он существует повсюду и в то же время, воспринимаемый как Время, Он кажется несуществующим.

 

Хотя мы постоянно ощущаем Его поток, Время остаётся за пределами нашего чувственного восприятия и опыта. Только те практики, чьё сознание полностью развилось путём понимания сути Времени, могут соединиться с Ним. Дыхание Жизни во всех существах, Прана естественным образом связана с высшей таттвой – Временем.

 

Время проявляет Прану и Прана возвращается во Время, растворяясь в Нём.

 

Сознательная Пустота проявила себя из величия Времени в форме энергии Шакти; Его творческая сила поддерживает все сотворённые вещи в этой Вселенной.

 

Воспринимаемая органами чувств Сознательная Материя или тело этого мироздания порождено союзом Времени и Пустоты.

 

Простирающаяся повсюду, неизменнная и вечная, дающая жизнь творческая порождающая энергия Шакти этого мира, Пустота есть основа всех движений и действий, происходящих в Ней.

 

Пустота пронизывает Время, а само Время, будучи основой сознания разумной Пустоты, пронизывает Пустоту.

 

Время является Праной или жизненной энергией Пустоты, превосходя всё сущее.

 

Пустота (shunya) есть форма Ума
Слово «шунья», пустота, на хинди буквально означает «ничто», «ноль». При практике йони мудры йогин созерцает пустоту своего «Я»  в виде  сияния Кутастхи. Это  точка самообнуления, пустота своей самости, появления которой добивается практикующий.  Считается также, что появление тёмного круга с золотистой аурой свидетельствует об том, что готовое пробудится Кундалини  производит моментальное «шевеление».

 

Гуру Матсиендранатх определяет природу мысли, называя Пустоту её корнем и формой.

 

Вселенская Шунья – основа всей существующей Материи,  99.9% всего окружающего нас материального мира, включая человеческие тела, пустотны: они представляют собою ни что иное как выражение концентрированной Пустоты.

 

Будучи своим собственным источником, Пустота предшествует Сознанию.

 

Великая Пустота абсолютно сознательна: ведь только сознательное способно породить другое сознание.

 

Вместе с индивидуальной дживой (душой) Пустота заполняет каждую клетку человеческого тела и каждую частицу окружающего материального мира.

 

Индивидуальное сознание подтверждает факт своего существования, информируя об этом носителя; лишь пробуждённый и проницательный ум способен отметить сам факт своего существования: «Я есть».

 

Конденсированное Сознание манифестирует себя в форме индивидуальных человеческих тел, в то время как физический мозг служит всего лишь «троном» мысли, её «жёстким диском».

 

В четвертой главе Хатха Йога Прадипики Сватмарам описывает внутренние и внешние «пустоты», исследование и осознание которых выводит искателя «за пределы мысли». К «мысли за пределами мысли», или к состоянию унмани искателя приводит звук Пустоты.

 

Когда все грантхи тела прочищены, сознание йога сливается с внешней Пустотой; он погружается в самадхи, внимая величию бесконечного звука Нада.

 

Осознание звука позволяет искателю войти в сферу подсознательного с помощью собственного сознания.

 

Этот этап знаменует начало постижения Сознания Пустоты.

 

Когда мысль йогина прочно укореняется в Пустоте, он открывает Её величайшее свойство, Сознание, также называемое Вселенской Мыслью.

 

Следует ли нам считать природу отличной от её форм, или же отделять форму от её природы?

 

Природа выражается в бесконечном разнообразии и каждой форме свойственна её собственная природа и качества. Они лишь дополняют и подчеркивают друг друга.

 

Истинная природа мысли отражает великую Пустоту и поэтому в йоге Шунье придаётся наиважнейшее значение.

 

Дыхание (pavan) не имеет

                  ни формы, ни прибежища.

Неописуемо,

                      невидимо дыхание жизни.

 

Бесформенное и невидимое, дыхание сокрыто от глаз. Два из пяти элементов, Ваю-Воздух и Акаш-Эфир также остаются невидимыми, всегда связанные друг с другом неразделимым братством.

 

Акаш или Небеса воспринимается зрением, но прикоснуться к нему нельзя и даже присущие ему цвета – всего лишь оптическая иллюзия.

 

Бесформенный Эфир все же представляется более «грубым», чем Пустота: само пространство более тонко и бесформенно, чем наполняющая его субстанция.

 

Могущественный источник жизни, дыхание оживляет каждое наполняемое им существо и рассматривается как истинная Шакти или поддерживающая и оберегающая сила.

 

Некоторые свойства и «обязанности» Ваю состоят именно в выражении и проявлении самой Жизни.

Неразрывно связанный с элементом Земли, Воздух-Ваю служит Её защитником. Поддерживая человеческие тела, он оберегает элемент Земли, воплощенный в них силою жизненного дыхания.

 

Само дыхание  является носителем Праны, ещё более тонкой в сравнении с Воздухом-Ваю субстанции.

 

Практикующий осознаёт бесформенный и невидимый элемент Акаш-Эфир посредством сосредоточения на нём; но сначала он изучает и познает природу Ваю-Воздуха или жизненного дыхания в процессе поступательного выполнения пранаям.

 

Контроль дыхания удаляет невежество, омрачения и интеллектуальные ограничения. В результате подобной «чистки» проявляется супер-интеллект, спообный анализировать и впитывать глубочайшее знание.

 

На этой стадии йогин уже открыл и осознал тонкие элементы мироздания; он оставляет их позади и движется за пределы Акаша, познавая Пустоту.

 

Понимание и осознание Шуньи возможно только при совершении последовательных шагов на пути познания: сначала осознаётся природа дыхания, затем пранаямы приносят очищение и садхак устанавливает дружеские отношения с собственным дыханием; наконец, дыхание становится проводником йогина на пути в высшие, запредельные земным, измерения.

 

Волшебную пилюлю дыхания приняв,

ты пребываешь в Акаш,

внутри тебя небеса и Кайлаш,

так прачка из нижних миров

взбирается вверх, к пустоте.

«Изречения Горакха»

 

Практикуй

                 Двери десятой [метод]

 

«Aвадхут отворил замок десятой двери»говорит Горакхнатх в одном из своих поздних высказываний.

 

Методом десятой двери называется метод отворения десятых врат Брахмы.

 

Тело человека часто сранивают с девятивратным храмом, но сила йогического тапаса развивает десятые ворота, известные как «брахмарандхра».

Подвижник, способный открыть эти врата при жизни, обретает способность контролировать все тонкие каналы-нади своего тела.
Привилегия оставления тела через десятые врата Брахмы доступна лишь немногим достигшим высших уровней развития практикам. Подобное путешествие инициируется прямыми указаниями Гуру или же самого Господа и требует ревностной и самоотверженной подготовки длиною в жизнь. Йоги полностью вверяют свои судьбы учению Гуру и садхане. В момент физической смерти йогин откроет эту дверь изнутри, позволив духу покинуть изношенную оболочку тела.

Вход в сушумну-нади находится в муладхаре, «в хвосте» дремлющей Кундалини. Это отверстие называется «брахмадвар». Для ясности будем считать его порогом врат Брахмы. Образно выражаясь, для входа в срединный канал практик должен потянуть за ручку двери.

Пробуждённая союзом Праны и Апаны, вошедших в сушумну через брахмадвар, «энергия змеи» Шанкини направляется вверх по позвоночнику к мозгу. Там она прибывает к «устам Шанкини» – ещё одному отверстию всё той же двери, дающей выход потоку Энергии. Таков великий путь – от брахмадвары в муладхара-чакре к «брахмарандхре» («покоям Брахмы»).

Вся сушумна является вратами Брахмана; открытие входа в срединный канал в муладхаре и есть открытие десятой двери.

 

 

You may also like

Leave a comment