ГУРУДЖИ О ТОМ ЧТО ТАКОЕ АСАНА
Вопрос: существует всего 10 махавидий?
Гуруджи: да, они связаны с существованием 10 направлений.
Вопрос: почему число 8 обладает такой важностью и связано с Бхайравом?
Гуруджи: да, есть описание 8 Бхайравов и 8 сиддхи: поэтому 8- особенное число.
Вопрос: опять же в йоге 8 ступеней, которые скорее 8 достижений?
Гуруджи: каждое достижение – это очередная ступень; поэтому опять же – важно число 8.
Вопрос: как Вы думаете: сначала надо утвердиться в асане, только после этого возможна пранаяма?
Гуруджи: если ваше физическое тело нестабильно – как вы можете говорить, что «мой ум стал абсолютно устойчивым»? ум- очень тонкая и изысканная штука. Для начало вам неплохо бы научиться управляться с плотным телом; потом постепенно, очень медленно вы начинаете понимать работу ума и того, что называется дживатмой или духом. Сделайте сначала стабильным физическое тело: тогда возможно вы сможете продвинуться и дальше.
Вопрос: можно ли сказать, что достичь ямы и ниямы можно только после самадхи?
Гуруджи: логично, что настоящий искатель йоги должен быть хорошим человеком. Думаю, для хорошего человека яма и нияма – это легко. Но для нехорошего человека они будут практически невыполнимым заданием. Такие качества закладываются с самого детства. Если вы не можете следовать даже яме и нияме… они должны быть для вас естественны. И с вашим прогрессом они будут становиться все более утонченными.
Вопрос: можно ли сказать, что только при полной неподвижности в том, что мы называем асаной, протяженностью больше 3-х часов…
Гуруджи: 3 часа 36 минут – это стандарт, утвержденный древними йогинами
Вопрос: … и тогда приходит настоящая стабильность?
Гуруджи: да, тогда дух или дживатма чувствует себя очень комфортно.
Вопрос: но ведь в Хатха Йога Прадипике всего 15 асан, и чуть больше в Гхеранда самхите?
Гуруджи: они вас хорошо подготовят к двум наилучшим из асан – сиддхасане и падмасане, которые необходимо удерживать данный промежуток времени.
Вопрос: но ведь также говорится, что Шива Джи знает все асаны?
Гуруджи: да, 8,4 миллиона асан.
Вопрос: что это значит: если взять например чакрасану – как она может стать настоящей асаной и как в ней достичь стабильности?
Гуруджи: для достижения самадхи описаны сиддхасана и падмасана. Все остальные – для стабилизации вашего физического тела.
Вопрос: означает ли это, что Шива Джи может быть в самадхи в любой из асан?
Гуруджи: Он – первый Гуру йоги и Он бессмертен – поэтому у Него в распоряжении Вечность, чтобы этого добиться( улыбается).
Вопрос: ранее мы говорили, что можно утвердиться в ахимсе только при отсутствии дыхания?
Гуруджи: это – вершина ахимсы. Это говорит о том, что утвердиться в ахимсе можно только в самадхи или состоянии анабиоза; когда любое движение отсутствует.
Вопрос: можно ли сказать, что все ямы достигаются только после самадхи?
Гуруджи: нет, их зачатки должны быть изначально, только тогда они смогут развиться; если нет семени – о каком развитии можно говорить? Их невозможно культивировать, сущность должна присутствовать в вас с самого начала – только тогда вы сможете их взрастить.
Вопрос: но в идеальном виде все ямы возможны только после самадхи?
Гуруджи: да, настоящее понимание приходит позже.
Когда ваше физическое тело полностью стабильно – вашему духу будет очень комфортно. А когда ему полностью комфортно – тогда он и начинает с вами общаться.
Вопрос: почему духу комфортно, когда мы не двигаемся?
Гуруджи: представьте, что вы сидите на стуле, который все время двигается и шатается: не думаю, что вы будете чувствовать себя комфортно или уверенно – вы захотите как можно быстрее с него встать.
Вопрос: почему дух любит стабильность?
Гуруджи: а кто не любит стабильность? Стабильные отношения, стабильная работа, стабильный счет в банке – стабильность любят все.
Вопрос: но ведь когда дух подписывает контракт на работу – он же понимает, что этот человек будет двигаться всю свою жизнь?
Гуруджи: поэтому он и путешествует в поисках другого кресла.
Иногда при описании чего-либо нужно использовать слова, которые потом создают путаницу; но это и хорошо – что бы мы устраняли как неверное если бы путаницы не было?
Вопрос: в самадхи мы достигаем абсолютной стабильности: мы движемся от грубого к тонкому?
Гуруджи: движение всегда от грубого к тонкому.
Вопрос: что происходит после достижения этой абсолютной стабильности?
Гуруджи: ум пробуждается на 100% и вы узнаете огромное количество нового.
Вопрос: мы не можем получить этот опыт именно из-за нестабильности?
Гуруджи: очень немногие обладают амбициями к достижению такого опыта как самадхи. Только настоящие искатели пытаются получить такой опыт и прилагают к этому все усилия. Для человека без амбиций это все бесполезно.
Вопрос: в первый раз такой опыт приходит в падмасане?
Гуруджи: сначала – в падмасане; потом вы можете его повторить в шавасане или любой другой из асан; но я еще никого не видел выходящим в самадхи в мосту или ширшасане.
Вопрос: значит, сидя в падмасане, йогин осознанно входит в состояние анабиоза?
Гуруджи: да. В падмасане центр тяжести и центр тела сбалансированы и поэтому тело не падает. Поэтому падмасана и сиддхасана обладают такой огромной ценностью.
Вопрос: а когда йогин возвращается…?
Гуруджи: он так и будет сидеть в падмасане.
Вопрос: были случаи чтоб кто-то падал?
Гуруджи: нет
Вопрос: после практики Крии, когда ум в идеально спокойном состоянии, что лучше всего поделать – какие-то медитативные техники?
Гуруджи: чтобы сбалансировать – пойдите в зал и качнитесь, и тогда тело и ум придут в равновесие. Я видел многих, у кого ум стал устойчивым, но у них не было никакой физической активности – и тогда развивается инерция и вялость. Позже это привело далеко не к лучшим последствиям в их жизни. Чтобы создать баланс – тренируйтесь регулярно: потому что когда ваш ум разовьется – вам понадобится очень сильное тело для его поддержки. В противном случае равновесие нарушится и это приведет к не самым лучшим результатам.
Вопрос: что, даже достигнув самадхи нельзя расслабляться?
Гуруджи: как говорили мудрые люди задолго до нас: до реализации – рубил дрова и носил воду; после реализации – рубил дрова и носил воду. Но ваши взгляды и точка зрения будут совершенно другими.
Вопрос: после достижения первого опыта мы получаем наилучший инструмент для ума?
Гуруджи: несомненно. Это самый первый и самый важный шаг.
Вопрос: медитация – это способ удерживать внимание на дыхании?
Гуруджи: простое наблюдение: дыхание – это элемент, соединяющий ваше физическое тело с духом; поэтому если вы начнете понимать свое дыхание – однажды вы обязательно увидите свой дух. Даже простое внимание на дыхании может увести вас очень далеко. Также дыхание – это знак того, что мы живы; дыхание – это жизненная сила, соединяющая физическое тело с духом; и это – огромная сила. Так что это отличная практика. Вся идея – это не успокоение ума; сделать ум очень сильным и в то же время спокойным – только это даст возможность понять тайны природы, творения и собственного существования.
Вопрос: если практикуешь Крию с закрытыми глазами и что-то видишь – это не имеет особого значения?
Гуруджи: это как раз имеет огромное значение: возможно, ваш дух пытается с вами общаться: у них совсем другой способ коммуникации.
Вопрос: я задавал этот вопрос в ашраме Крия йоги и мне сказали не обращать внимания на то, что я вижу…
Гуруджи: если это происходит – значит вы действительно искренне практикуете. Это значит, что вашему духу становится немного комфортнее и он пытается с вами общаться. Но вам понадобится время, чтобы понять его язык коммуникации. Главная цель Крия йоги – это наладить общение со своим духом. Дух приходит из потустороннего мира, приносит жизнь и возвращается по ту сторону, забирая жизнь. Поэтому то, что он может рассказать вам о другом мире – это реальная истина. Вы конечно можете продолжать слушать проповеди и читать книги, но это всего лишь слова; истину вам может рассказать только ваш дух. Это начало вашего общения, поэтому обращайте внимание – но не реагируйте. В этом весь смысл: не реагировать, просто наблюдать и осознавать – и со временем этот опыт станет глубже. Не реагируйте – потому что в момент запуска реакции ваше ментальное состояние меняется и общение прекращается. А вам нужно находиться в том же ментальном состоянии, когда это началось. Это я вам как Криябан нулевого уровня говорю.
Вопрос: это значит, что практика, которую мне там дали, работает?
Гуруджи: несомненно. И также работает ваша искренность в практике. Техники это конечно хорошо; но относитесь к ним как к искусству, практикуйте их как искусство.
Вопрос: почему когда мы реагируем коммуникация прекращается?
Гуруджи: потому что сразу же меняется ментальное состояние. Когда вы получаете какой-то опыт – вы его не планировали, но так случилось – а это значит, что ваше ментальное состояние спровоцировало к получению этого опыта. А в тот момент когда вы реагируете, ваше ментальное состояние меняется и опыт прекращается. В большинстве случаев – пока вы не успокоитесь, опыт не повторится: потому что когда вы опять садитесь в практику – вы ждете что вот сейчас что-то произойдет. Ментальное состояние будет другим: поэтому для повторения опыт вам потребуется какое-то время.
Вопрос: когда мы забудем, как реагировать?
Гуруджи: сначала все реагируют – только потом приходит понимание.
Когда вы сидите рядом с Гуру – ваш ритм дыхания падает до 6-7 дыханий в минуту. От 6 до 9 – отличная пропорция, хотя медики говорят что в норме должно быть 17-23 дыханий в минуту; для хорошего практика Крии этот показатель будет намного меньше. Я заметил, что даже просто нахождение здесь снижает ритм дыхания до 6-7 в минуту. И он может опускаться намного ниже. Не относитесь к этому легкомысленно – это очень серьезная штука.