НАДИ ШОДХАНА

ВВЕДЕНИЕ\ ИДЕАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ УМА

Для самадхи вам нужен спокойный ум. Но с другой стороны если вы возвысите свои эмоции и получите идеальную эмоцию, вибрирующую с идеальной скоростью – а на идеальной скорости ум практически такой же, как и в состоянии покоя – и тогда у вас тоже есть возможность выйти в самадхи. Но достичь спокойствия ума и его работы на идеальной скорости – одинаково сложно.

Я думаю, что ваше желание достичь самадхи и амбиции достичь самадхи можно отнести к категории эмоций – но очень высоких и чистых. И они выведут вас на нужный уровень.

Вопрос: значит, либо успокоить ум либо вывести эмоции на высший уровень?

Гуруджи: без понимания спокойствия вы не поймете идеальную скорость. С чем вы сможете сравнивать? Если вы поймете одно – понимание другого само совершенно естественно придет к вам. Если вы слишком добры – вы будете больше знать о природе зла. Если вы само зло – вы будете больше знать о природе добра, что такое хорошо и что такое плохо – они всегда вместе. Потому что вы всегда хороший или плохой только в сравнении с чем-то. Как вы можете судить о чем-то, ни с чем не сравнивая?

Вопрос: но сначала приходит вайрагья?

Гуруджи: конечно; вайрагья – это вид спокойствия ума, с которым вы движетесь к идеальному спокойствию. Вайрагья – его часть.

САБИДЖА – НИРБИДЖА \ САВИКАЛЬПА – НИРВИКАЛЬПА

Вопрос: чем отличаются сабиджа и нирбиджа самадхи?

Гуруджи: сабиджа означает, что вы осознали семя, источник вашего существования и самого творения, с чего оно началось; и тогда, когда вы узнали обо всем на своем собственном опыте – наступает состояние ума, называемое нирбиджа самадхи, когда больше вы не пытаетесь познать источник своего существования и всего творения – ваше сознание уже выше этого. Оно остается с вами, но вы уже не гонитесь за ним. В этом их отличие. Это – описания разных состояний сознания. Как понятия савикальпа и нирвикальпа; что такое савикальпа? Викальпа означает вариант, выбор. Когда у вас несколько вариантов – это состояние называется савикальпа, в нем есть выбор. Нирвикальпа означает, что вы уже осознали свою викальпу и у вас не осталось вариантов – такое ментальное состояние называется нирвикальпа, отсутствие выбора.

Вопрос: варианты отключаются?

Гуруджи: они не отключаются – просто отсутствуют в вашем сознании. Это не отключение.

Вопрос: это и значит чистое сознание?

Гуруджи: и даже этого выбора больше не существует – чистое или нечистое.

Вопрос: варианты больше не нужны?

Гуруджи: вам нужно больше поразмышлять об этом – это очень глубокая тема. Представьте себе ментальное состояние человека, в сознании которого отсутствует возможность выбора вариатов.

Вопрос:  нирвикальпа и нирбиджа – это одно и то же?

Гуруджи: нет, нирвикальпа – это совершенно особенное состояние. Даже когда вы осознали источник всего существующего – там могут быть дальнейшие варианты познания. В состоянии нирвикальпа в вашем сознании просто не существует никаких вариантов и возможностей к чему бы то ни было; это очень глубокое состояние.

Вопрос: это высшая степень самадхи?

Гуруджи: и даже этого там не остается – высшая или низшая; это просто состояние ума. Это действительно волшебное состояние. В нем не остается варианта не быть великим йогином. Это просто невозможно. Но так как мы – обычные люди, мы все еще находимся в состоянии савикальпа. Помните кино о Джеймсе Бонде? У вас всегда должен быть запасной план.

Вопрос: у нас всегда есть выбор?

Гуруджи: создайте себе этот выбор. Мир может вам не дать никаких вариантов. Он никогда не дает возможность выбирать. Если у вас есть несколько вариантов – вам всегда придется делать выбор и принимать решение. А если у вас нет вариантов – то не нужно и выбирать и принимать решения. Это свобода хотя бы от принятия решений и от любого выбора. Возможно, это и есть настоящая свобода. Больше нет возможностей и нечего выбирать.

ПРОПОРЦИЯ

Вопрос: почему в книгах по йоге дается пропорция пранаямы 1:4:2?

Гуруджи: такая пропорция существует только для нади шодхана пранаямы.

Вопрос: но такого нет в Крие?

Гуруджи: будет, ждите

Вопрос: а почему тогда пропорция изменится?

Гуруджи: потому что ваше тело будет готово абсорбировать углекислый газ вместо кислорода.

Вопрос: значит, не раньше?

Гуруджи: это только начало

Вопрос: но это будет не дыхание а что-то другое?

Гуруджи: вам нужно точно знать, как именно пить ваю. Это во-первых; а потом вам еще нужно его удерживать 64 или 80 счетов а потом еще и выдыхать в половину от этого времени. И после этой задержки, когда весь кислород трансформировался в углекислый газ, именно в момент медленного выдоха тело начинает его абсорбировать. Поэтому важен очень медленный выдох.

Вопрос: процесс происходит на выдохе, а не на кумбхаке?

Гуруджи: пропорция вдоха к выдоху – 16:64, в Гхеранда самхите говорится о 20:80. И полная пропорция составляет 1:4:2. Когда вы вдыхаете обычный воздух, он трансформируется в углекислый газ – и его же вы в основном и выдыхаете. Когда вы его держите долго, определенное количество времени, он переходит в абсолютно чистый углекислый газ – и очень немногие после такой задержки могут сделать настолько длинный выдох. А выдох здесь – самое главное. Когда после задержки воздух становится практически чистым углекислым газом, и вы его выдыхаете в два раза длиннее, следуя пропорции 1:4:2 – активируется некий механизм и он начинает всасываться в тело. Он запускает совершенно другие реакции в теле и совершенно новое развитие  – вашу эволюцию. Так начинается путешествие к достижению алмазного тела. И не забывайте, что если тело недостаточно подготовлено – система может дать сбой. Необходимые условия – делать в баддхападмасане, с кхечари, и уметь пить ваю. А без шаткармы дхаути получить нужный мышечный контроль практически невозможно. Если вы просто решите попробовать – система может быть не готова к такому количеству углекислого газа и может слететь. Это очень тонкий процесс.

НИКОГДА НЕ СНИЖАЙТЕ ПЛАНКУ

Вопрос: как понять, что тело готово?

Гуруджи: это решает Гуру. Для Гуру это совершенно дурацкая идея – обучать неподготовленного ученика. Здесь главное – терпение, вы наблюдаете за человеком и начинаете его учить в самый подходящий момент. Никто не хочет, чтобы система ученика дала сбой и он просто ничего не достиг. Это – огромное терпение, тяжелый труд и сильнейшая подготовка. И тогда – вы готовы ко всему. Поэтому я всегда говорю вам: научитесь делать шаткармы, это очень важно. Этот мышечный контроль развивается только при помощи дхаути, без него вы не сможете пить ваю. Все механизмы и процессы – внутри вас, вам нужно только их запустить. И я очень рад, что первый раз мы настолько детально обсуждаем нади шодхану: это было нужно и время пришло. Существуют разные типы задержки дыхания; можно удерживать воздух в легких, а можно пить ваю – и тогда воздух попадает в ваш кишечник, где происходят совершенно другие процессы всасывания. Механизм запускается при заполнении кишечника воздухом; и этот воздух встраивается в ваше тело совершенно по-другому. Если воздух удерживается в легких – он попадает в кровь. И это следующий очень важный момент: вам нужно собрать весь воздух в легкие, после того как большая его часть всосалась через кишечник. И это будет очень чистый углекислый газ  – на самом деле вы можете использовать любой термин, что это будет, просто другого названия для этой субстанции не существует. И вы начинаете его очень медленно выдыхать. И в этот момент внутреннее всасывание, клеточное всасывание или назовите это как угодно по-другому – оно и происходит. Это очень высокий уровень пранаямы, поэтому он описан в самом начале. Все остальное – подготовка к этой пранаяме. И так как это очень высокий уровень – то и подготовка нужна  очень серьезная. Алмаз есть алмаз: если вы просто съедите его – он убьет вас, разрежет на куски. Здесь нужно быть очень аккуратным. По этой причине я говорю вам: тренируйтесь каждый день, потому что это должно быть гармоничное развитие вашей нервной системы и мускулатуры – каждая связка, мышца, кость, костный мозг, головной мозг – все должно быть в идеальном состоянии. А когда вы готовы – добро пожаловать. Это пропуск к состоянию нирвикальпа. Потому что вы уже попробовали все варианты, которые можно было попробовать и теперь можете расслабиться в их отсутствие. Я уверен – некоторые из моих учеников достигнут. Надеюсь. Поэтому: никогда не жалейте себя, не снижайте планку, всегда следуйте только высочайшему стандарту практики, и только вперед.

ЗАДАЧА ПРОБУДИТЬ МОЗГ

Вопрос: если пить ваю через правую ноздрю и через левую – процесс идет по-разному?

Гуруджи: воздух будет распределяться по правому и левому полушариям мозга. Любое дыхание неразрывно связано с мозгом. И оно несомненно разбудит ваш мозг, который в свою очередь позаботится об изменениях в теле. Все это – развитие мозга. А тело следует за ним. Когда вы практикуете разные мудры, бандхи и другие техники – все это физические способы стимулирования мозга. В итоге мозг возьмет тело под контроль. Сейчас мы усиленно пытаемся при помощи тела пробудить мозг, хотя бы чуть-чуть; потом происходит наоборот.

Вопрос: в смысле мозг активирует тело?

Гуруджи: в конце концов – да. Все происходит благодаря мозгу: юность сменяет детство благодаря гормонам, которые вырабатывает мозг. И стареем мы потому что мозг из перестает вырабатывать и нейроны начинают умирать. Наблюдая за этим, йоги обнаружили, что если стимулировать мозг определенным образом – он продолжит выработку гормонов, благодаря которым вы останетесь вечно молодыми – ну или столько, сколько будет вам нужно, потому как ничто не вечно. В точности нельзя сказать, что именно произойдет, но гипотетически – как-то так.

Вопрос: зачем нужно переключение ноздрей?

Гуруджи: сначала вы активируете правую или левую сторону, потом вы ее полностью включаете, затем выдыхаете и меняете сторону; это значит что вы полностью выбираете возможности одного полушария, потом пока одно отдыхает – вы загружаете другое, тем временем первое восстанавливается; это как перерыв между подходами. Это конечно намного более тонкий процесс, чем жим лежа – но как пример пойдет.

Вопрос: как у дельфинов: они никогда не спят, просто переключают работу полушарий?

Гуруджи: похоже на то. И также это значит, что однажды пробудившись, спящий в вас гигант больше не уснет. У вас будет сверхсознание – или может настоящее сознание.

Вопрос: можно ли сказать, что это последняя техника перед активацией мозга на 100%?

Гуруджи: это будет последней техникой по пробуждению вашего подсознания – и начало новой главы вашей эволюции. Все это просто средства достижения цели. Помните, любая техника – это просто инструмент и подготовка к высшей технике. Техника – это не цель; но это одна из ступеней, ведущих вас к цели. И поэтому техники очень важны.

ПОЙМАТЬ ПРАВИЛЬНУЮ НОТУ

Вопрос: но почему в нашей практике пропорция отличается от 1:4:2?

Гуруджи: выполняя свои пропорции вы готовитесь к высшим пропорциям. Мозг пользуется всей нервной системой – и мы начинаем со штаб-квартиры. После тотальной его очистки тело становится совершенно другим; после этого вы добираетесь до штаб-квартиры и оттуда начинаете контролировать все процессы в теле и усовершенствовать его.

Вопрос: одна из подготовительных техник – сурья бхедана?

Гуруджи: цель всех пранаям – поймать правильную ноту, настоящий звук пранаямы. Все это ступени для полного внутреннего мышечного контроля. Бодибилдинг дает очень хороший пример: чтобы полностью прочувствовать упражнение, вы разбиваете его на полуповторения; при полном движении вы получаете один результат, при половине – другой. Разбивая упражнение на составные части вы лучше понимаете работу мышц и эффект от упражнения. Точно также в Хатха Йога Прадипике техники разбиваются на составные части.

Я снова повторю: это книга для очень продвинутых йогинов. Она не для новичков и не для начинающих, кто только начал практиковать; это напоминание, заметки для великих практиков, уже очень глубоко разбирающихся в предмете. И даже для таких продвинутых практиков нужны такие напоминания. Надеюсь, однажды большинство из нас достигнет такого уровня.

Вопрос: но если выдох длиннее вдоха…?

Гуруджи: если выдох длиннее вдоха – расходуется запас жизненной силы того, кто так делает. Практикуя нади шодхану, вы должны быть уверены, что у вас достаточно этого запаса, вы его нормально заполнили – и тогда при выдохе запустится совершенно другой процесс. Все выдыхают больше, чем вдыхают – и поэтому стареют.

Вопрос: в нади шодхане мы выдыхаем что-то другое?

Гуруджи: качество этого углекислого газа будет намного более плотным и насыщенным. Все, о чем было сказано в Хатха Йога Прадипике – достаточно. Но сейчас мы идем дальше.

Вопрос: складывается абсолютно другая картинка о нади шодхане

Гуруджи: да, это моя работа

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Вопрос: сначала идет Бхагавад Гита, потом Хатха Йога Прадипика?

Гуруджи: я думаю везде очень точные и тщательные дискуссии. Но Хатха Йога Прадипика глубже рассматривает техническую сторону йоги, а Горакхбодх подробно рассматривает результаты технической стороны йоги. Как мы уже говорили в Горакхбодхе, Гита – это руководство к действию для бессмертных: не жить в одном месте, не привязываться к дому, все время странствовать – это дисциплина для бессмертных.

Вопрос: бессмертному нельзя жить в одном месте?

Гуруджи: это вы мне скажите – если станет известно, что вы бессмертный, или что вы живете на одном месте больше 200 лет – что о вас будут думать окружающие? Никто даже и не подумает, что вы йогин; вас скорее всего сочтут вампиром и обвинят во всех своих бедах – вот, мы болеем, потому что высасывает всю нашу жизненную силу. Или решат, что вы оборотень или черный маг.

Вопрос: лучше менять место проживания каждые 50 лет?

Гуруджи: лучше даже каждые 20 или 15 лет. Главное – не нарушать спокойствия нормальных людей.

Вопрос: и придется менять паспорт

Гуруджи: и поэтому Индия – это лучшее место для бессмертного: вы можете здесь странствовать и без паспорта. Просто станете садху и никто ничего не спросит. Даже если вас загребет полиция – они вас допросят, сделают вам пранам и отпустят. Ну и конечно дресс-код: джата и дхоти, ну или без дхоти вообще. Если вам тысяча или хотя бы 500 лет – вы уже вообще не стесняетесь ходить обнаженным.

Вопрос: опыт смерти – это тоже подготовка для чего-то высшего?

Гуруджи: к другой стороне жизни. Вспомните, что Матсьендранатх говорит Горакхнатху: достижение бессмертия – это все еще грубое достижение; знание и опыт постижения тонкого мира – все еще впереди. Помните об этом. Если вы собираетесь расслабиться только после достижения чего-либо – лучше научитесь расслабляться сразу, пока вы еще ничего не достигли. Результат один и тот же – полный релакс.

Вопрос: значит, сурья бхедана – это подготовка к нади шодхане?

Гуруджи: сначала вы начинаете справа, потом начинаете слева. Это несомненно сбалансирует работу полушарий и простимулирует их пробуждение. Возможно, цель – в изменении природы мозга: потому что мозг питается в основном кислородом, несмотря на то, что источник и основание всей жизни – это углерод. Мы тренируем мозг, чтобы он смог жить на углекислом газе – или на ом газе, который появится в результате пранаямы. Сурья бхедана существует для того, чтобы выжечь все вирусы и бактерии, живущие в вашем теле – и тогда вся система станет чистой. Это ее основная цель. И после нее идет ситали, которая охлаждает всю вашу систему. Все это подготовка к высочайшему усилию, которое откроет новую главу вашей жизни. Окончание школы – и начало нового обучения.

Поэтому я говорю вам: будьте очень амбициозны. Наверное, только я уделяю столько внимания амбициям. Работайте до достижения результата и еще немного больше. Никогда не снижайте планку, никогда не жалейте себя. Я просто не могу снизить свои потребности в соответствии с доходами – я могу поднять доходы до соответствия потребностям.

Я всегда жил не по средствам, и наконец средства под меня подстроились. Надеюсь.( смеется)

Ситкари – самая таинственная из пранаям. Часть бхастрика пранаямы вы уже практикуете: на ней основана швасахита. Все зависит от того, насколько вы освоите нужный звук. Также бхастрика – это часть шакти чалини мудры. 1,5 часа – время ее выполнения, что почти соответствует 144. И все- таки методы обучения древних вызывают восхищение. Пример: новичок делает отжимания и борец-профессионал или очень сильный человек делает отжимания – упражнение одно и то же, но эффект разный. И ощущения разные.

Вопрос: Вы сравниваете бхастрику с отжиманиями???

Гуруджи: если вы не умеете отжиматься – ни одна техника на вас не сработает. Если у человека нет сил на так называемые грубые упражнения – как он сможет прогрессировать в таких высокотехнических дисциплинах, как йога? Вам нужна очень уверенная и сильная база и средний уровень, чтобы вы смогли двигаться дальше. Работа с весами или любые физические упражнения – это часть вашей самореализации. Вы понимаете: да, я могу выжать 100 кг лежа. И это не гипотетическая реализация, а очень даже практическая. Истина в ваших руках.

You may also like

Leave a comment